• 1
  • ...
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • ...
  • 13

  • литература 19 века

    В. Г. Белинский. Параша

    Параша

    В. Г. Белинский

    Белинский рассматривает «Парашу» как произведение, принадлежащее к «поэзии мысли». Характерными особенностями таланта автора, по его мнению, являются «верная наблюдательность, глубокая мысль, выхваченная из тайника русской жизни, изящная и...
    В. Г. Белинский. Изображение переворотов в политической системе европейских государств с исхода пятнадцатого столетия

    Изображение переворотов в политической системе европейских государств с исхода пятнадцатого столетия

    В. Г. Белинский

    «Сочинение Ансильона, немецкого француза, вышло в Берлине, на французском языке, в 1803 году. Хотя после того в сфере исторического знания произошло сильное движение вперед и как взгляд на историю, так и ее форма много изменились, однако история...
    В. Г. Белинский. Главные черты из древней финской эпопеи Калевалы. Морица Эмана

    Главные черты из древней финской эпопеи Калевалы. Морица Эмана

    В. Г. Белинский

    «"Калевала" есть творение великое, потому что в противном случае для чего бы ее было даже и переводить на русский язык, не только издавать одно изложение ее содержания, с присовокуплением ученых и всяких других примечаний? Так обходятся только с...
    В. Г. Белинский. Картина земли для наглядности при преподавании физической географии, составленная А. Ф. Постельсом

    Картина земли для наглядности при преподавании физической географии, составленная А. Ф. Постельсом

    В. Г. Белинский

    «Наглядность признана теперь, всеми единодушно самым необходимым и могущественным помощником при учении. Она состоит в том, чтобы помогать памяти и уму ребенка представлением вида и образа предметов, которые он изучает. Это материальное и...
    В. Г. Белинский. Еврейские секты в России. Составлено В. В. Григорьевым

    Еврейские секты в России. Составлено В. В. Григорьевым

    В. Г. Белинский

    «История еврейской религии подтверждает тот исторический закон, что всякая религия, не поддержанная божественным промыслом и не из откровения прошедшего, с течением времени утрачивает свою первоначальную чистоту и является в таком искажении, что...
    В. Г. Белинский. Общий взгляд на народную поэзию и ее значение. Русская народная поэзия

    Общий взгляд на народную поэзию и ее значение. Русская народная поэзия

    В. Г. Белинский

    «…Всякая поэзия только тогда истинна, когда она народна, то есть когда она отражает в себе личность своего народа. Жизнь всего живущего составляет идея: в чем нет идеи, то не живет. Но сущность идеи, вне ее чувственного проявления, заключается...
    В. Г. Белинский. Литературная хроника

    Литературная хроника

    В. Г. Белинский

    Большая часть рецензий Белинского этого периода помещена в отделе «Литературная хроника». С особенным вниманием следит он в этом отделе за появлением каждой новой строки Пушкина. Белинский отрекается от своей прежней недооценки Пушкина и ставит...
    В. Г. Белинский. Вступление к «Физиологии Петербурга»

    Вступление к «Физиологии Петербурга»

    В. Г. Белинский

    Белинский ставит со всей ясностью вопрос о включении «физиологических очерков» в русло великих традиций русской реалистической литературы, требует в то же время от авторов овладения тем глубоким знанием и пониманием русской действительности,...
    В. Г. Белинский. Букеты, или Петербургское цветобесие… Соч. гр. В.А. Соллогуба

    Букеты, или Петербургское цветобесие… Соч. гр. В.А. Соллогуба

    В. Г. Белинский

    «Драматическая русская литература представляет собою странное зрелище. У нас есть комедии Фонвизина, «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор», «Женитьба» и разные драматические сцены Гоголя – превосходные творения разных эпох нашей литературы, – и,...
    В. Г. Белинский. Петербургская литература

    Петербургская литература

    В. Г. Белинский

    Статья «Петербургская литература» развивает ту общую сравнительную характеристику двух столиц, которую содержала статья «Петербург и Москва», переводя это сопоставление в план характеристики литературной жизни в них. Как и в статье об...
    В. Г. Белинский. Письмо Н. В. Гоголю

    Письмо Н. В. Гоголю

    В. Г. Белинский

    «Вы только отчасти правы, увидав в моей статье рассерженного человека: это эпитет слишком слаб и нежен для выражения того состояния, в какое привело меня чтение вашей книги. Но Вы вовсе не правы, приписавши это вашим, действительно не совсем...
    В. Г. Белинский. Тарантас. Сочинение графа В. А. Соллогуба

    Тарантас. Сочинение графа В. А. Соллогуба

    В. Г. Белинский

    «Наконец давно ожиданный публикою «Тарантас» графа Соллогуба торжественно выкатился на пустынное поле современной русской литературы. Слухи, толки и извещения о его печатании, о его великолепной наружности давно уже возбудили общее ожидание,...
    В. Г. Белинский. «Суворов». Соч. Фаддея Булгарина

    «Суворов». Соч. Фаддея Булгарина

    В. Г. Белинский

    «…Мазепа был не таков, каким представляет его автор. Но предположим, что читатель не знает истории и что автор по-своему так понял главное лицо своего романа, как представляет его нам. Романист не историк: он схватывает не исторический, а...
    В. Г. Белинский. На сон грядущий

    На сон грядущий

    В. Г. Белинский

    «Как отрадно посреди различного хлама, описанием и взвешиванием которого поневоле должна заниматься наша «Библиографическая хроника», встретить книгу, не принадлежащую ни к журнальным, ни к книгопродавческим спекуляциям, – книгу, которой автор...
    В. Г. Белинский. Душенька, древняя повесть И. Богдановича

    Душенька, древняя повесть И. Богдановича

    В. Г. Белинский

    «Душенька» имела в свое время успех чрезвычайный, едва ли еще не высший, чем трагедии Сумарокова, комедии Фонвизина, оды Державина, «Россиада» Хераскова. Пастушеская свирель Богдановича очаровала слух современников сильнее труб и литавр...
    В. Г. Белинский. Бернард Мопрат, или перевоспитанный дикарь, сочинение Жорж Занд (г-жи Дюдеван)

    Бернард Мопрат, или перевоспитанный дикарь, сочинение Жорж Занд (г-жи Дюдеван)

    В. Г. Белинский

    «Мопра» есть одно из лучших созданий Жоржа Занда. В основе этой повести лежит мысль глубокая и поэтическая: молодой человек, воспитанный в шайке феодальных воров и разбойников, влюбляется, со всею силою дикой и девственной натуры, в девушку с...
    В. Г. Белинский. Сказания русского народа, собранные И. Сахаровым. Том первый

    Сказания русского народа, собранные И. Сахаровым. Том первый

    В. Г. Белинский

    «Читателям уже известна сообщенная нами во 2-й книжке «Отечественных записок» нынешнего года подробная программа издания, предпринятого И. П. Сахаровым. Вероятно, они, вместе со многими из прочитавших программу, были изумлены огромностию труда,...
    В. Г. Белинский. Русские народные сказки. Часть первая

    Русские народные сказки. Часть первая

    В. Г. Белинский

    «…Эти жалкие книжонки вместе с песенниками, помадой, икрой, сапогами, коленкором и солеными огурцами развозятся бог знает в какие концы царства русского, куда не залетает, может быть, ни одна порядочная печатная книга, – и, вероятно, находят...
    В. Г. Белинский. Москве благотворительной. Ф. Глинки

    Москве благотворительной. Ф. Глинки

    В. Г. Белинский

    «Странное дело, как иногда малые причины рождают великие следствия, а великие причины иногда не производят никаких следствий! Иная книга и велика (то есть форматом и числом страниц), а сказать о ней нечего; иная всего две странички, как вот это...
    Сергей Аксаков. Письмо к редактору «Вестника Европы»

    Письмо к редактору «Вестника Европы»

    Сергей Аксаков

    «С радостию прочитал я в 46-й книжке «Сына отечества» под статьею: «Российский театр» известие о блистательном появлении русской «Федры» на петербургской сцене, с замечаниями г. сочинителя об игре актеров и о самом переводе. Давно носился слух,...
    Сергей Аксаков. Мысли и замечания о театре и театральном искусстве

    Мысли и замечания о театре и театральном искусстве

    Сергей Аксаков

    «Того актера можно назвать совершенным , которого поймет и не знающий языка (представляемой пиесы) по выразительности голоса, лица, телодвижений; даже глухой – по двум последним; даже слепой – по одному первому…»
    Сергей Аксаков. Некрология

    Некрология

    Сергей Аксаков

    «Марта 15-го, в шестом часу утра, скончался Александр Иванович Писарев от изнурительной чахотной лихорадки…»
    Сергей Аксаков. Опера «Пан Твердовский»

    Опера «Пан Твердовский»

    Сергей Аксаков

    «Наконец, исполнились ожидания если не многочисленных, зато истинных любителей изящных отечественных произведений. «Пан Твердовский» дан 24 мая, и мы слышали оперу А. Н. Верстовского. Намереваясь поговорить о содержании пиесы, о музыке и...
    Сергей Аксаков. Нечто об игре г-на Щепкина по поводу замечаний «Северной пчелы»

    Нечто об игре г-на Щепкина по поводу замечаний «Северной пчелы»

    Сергей Аксаков

    «В 64-м и 65-м №№ «Северной пчелы» напечатаны суждения об игре г. Щепкина в «Эзопе» и «Чванстве Транжирина». Любовь к истине заставляет нас сказать, что они совершенно несправедливы: или пристрастие к гг. актерам, занимающим эти роли в...
    Сергей Аксаков. «Пан Твердовский»

    «Пан Твердовский»

    Сергей Аксаков

    «Г-н Лавров играл роль Твердовского без искусства, но местами недурно. Пел очень хорошо, особливо первую арию. Мы с большим удовольствием заметили, что в этой опере у него слова в пении были слышнее…»
    Сергей Аксаков. «Отелло, или Венецианский мавр»

    «Отелло, или Венецианский мавр»

    Сергей Аксаков

    «Мы не станем излагать содержания пиесы, всем известной; она уже двадцать лет играется на театрах обеих столиц с большим успехом и нередко. Приступая к разбору игры действующих лиц, предварительно только скажем, что пиеса и особенно характер...
    Сергей Аксаков. Опера «Пан Твердовский» и «Пять лет в два часа, или Как дороги утки»

    Опера «Пан Твердовский» и «Пять лет в два часа, или Как дороги утки»

    Сергей Аксаков

    «Об опере „Пан Твердовский“ мы уже сказали наше мнение во всех отношениях. К сожалению, мы должны прибавить, что время не улучшает ее исполнения. Музыку мы слушали с новым и живейшим удовольствием. Соглашаемся, однако, что превосходный хор при...
    Сергей Аксаков. «Пожарский», «Король и пастух»

    «Пожарский», «Король и пастух»

    Сергей Аксаков

    «Трагедия «Пожарский» г. Крюковского слишком известна всем; давно уже оценено литературное ее достоинство. Несмотря на слабость драматического действия, никогда не ослабеют ее права – двигать душою зрителя. Имена Пожарского, Минина – героев...
    Сергей Аксаков. «Батюшкина дочка», «Дядя напрокат», «Праздник жатвы»

    «Батюшкина дочка», «Дядя напрокат», «Праздник жатвы»

    Сергей Аксаков

    «Первое действие есть картина капризов и бешенства батюшкиной дочки, Любови Осиповны. Несмотря на доброе сердце, все терпит от ее вспыльчивого нрава: мать, графиня Брезинская, сестра Лиза, самая кроткая девушка, учители и горничная Маша. Капитан...
    Сергей Аксаков. 1-е письмо из Петербурга к издателю «Московского вестника»

    1-е письмо из Петербурга к издателю «Московского вестника»

    Сергей Аксаков

    «Уезжая из Москвы, я дал вам слово просмотреть внимательно несколько спектаклей в Петербурге и беспристрастно описать их; исполняю ваше желание. Очень знаю, что вооружу на себя многих; сам с изумлением пишу, но истина всего для меня дороже; из...
    Сергей Аксаков. 2-е письмо из Петербурга к издателю «Московского вестника»

    2-е письмо из Петербурга к издателю «Московского вестника»

    Сергей Аксаков

    «Вчера я видел спектакль в Петербурге!.. Играли «Коварство и любовь»: пиеса обставлена лучшими артистами и очень хорошо слажена. Не выдавая своего мнения безошибочным, сделаю общее замечание, что эту трагедию должно играть гораздо простее,...
    Сергей Аксаков. Письмо в Петербург

    Письмо в Петербург

    Сергей Аксаков

    «Наконец, исполнились нетерпеливые ожидания страстных галломанов, наступила эпоха в театральных летописях Москвы , и французский театр в Москве, 1 января 1829 года, открылся «Расточителем» («Dissipateur») Детуша…»
    Сергей Аксаков. «Севильский цирюльник», «Ворожея, или Танцы духов»

    «Севильский цирюльник», «Ворожея, или Танцы духов»

    Сергей Аксаков

    «Кому не известен «Севильский цирюльник»? Этот сюжет сделался как будто народным на нашей сцене; его играют, поют, танцуют. Не смеем решительно судить о переводе – нам показался он весьма посредственным. Комедия же вообще была разыграна очень...
    В. Г. Белинский. Голос в защиту от «Голоса в защиту русского языка»

    Голос в защиту от «Голоса в защиту русского языка»

    В. Г. Белинский

    «…Журналы у нас судят о предметах науки, искусства и литературы не по праву сильного завладения, а по изволению высшей власти, со времен Петра Великого и до настоящего мгновения содействующей и благотворящей успехам просвещения и образованности...
    В. Г. Белинский. Бородинская годовщина. В. Жуковского… Письмо из Бородина от безрукого к безногому инвалиду

    Бородинская годовщина. В. Жуковского… Письмо из Бородина от безрукого к безногому инвалиду

    В. Г. Белинский

    «…Брошюры, заглавие которых выписано в начале нашей статьи, обязаны своим появлением бородинскому торжеству, которое нашло себе органы в знаменитом поэте, лавровенчанном ветеране нашей поэзии, и в знаменитом воине инвалиде, к военной славе своей...
    В. Г. Белинский. Петербург и Москва

    Петербург и Москва

    В. Г. Белинский

    Статья «Петербург и Москва» замечательна не только полной и разносторонней характеристикой обеих столиц. Опираясь на выработанную им же концепцию русского исторического процесса, Белинский доказывает историческую необходимость Петербурга и...
    В. Г. Белинский. Речь о критике

    Речь о критике

    В. Г. Белинский

    «Речь о критике» является едва ли не самой блестящей теоретической статьей Белинского начала 40-х годов. Она – наглядное свидетельство тех серьезных сдвигов, которые произошли в философском и эстетическом развитии критика. В самом ее начале...
    Сергей Аксаков. «Федор Григорьевич Волков, или День рождения русского театра», «Механические фигуры»

    «Федор Григорьевич Волков, или День рождения русского театра», «Механические фигуры»

    Сергей Аксаков

    «Нельзя без истинного, сердечного наслаждения видеть этот прекрасный, русский, народный водевиль. Мысль высокая и глубокая – представить борьбу невежества и просвещения: луч света проницает мрак. Люди, которых имена всегда будут любезны и...
    Сергей Аксаков. Ответ на антикритику г-на В.У.

    Ответ на антикритику г-на В.У.

    Сергей Аксаков

    «Публика справедливо скучает антикритиками, еще более возражениями на них, где дело идет всегда об оскорбленном самолюбии сочинителей, а не об истине, и я никогда бы не отвечал на грубую, неприличную антикритику г-на В. У., напечатанную в 1-м...
    Сергей Аксаков. «Разбойники»

    «Разбойники»

    Сергей Аксаков

    «Плод разгоряченного воображения юного Шиллера, еще не знавшего ни драматического искусства, ни света, ни людей, несмотря на блистательные красоты, всегда довольно чудовищный, дается на русской сцене – в сокращенном виде!..»
    Сергей Аксаков. «Каменщик», «Праздник колонистов близ столицы»

    «Каменщик», «Праздник колонистов близ столицы»

    Сергей Аксаков

    «Давно не смотрели мы с таким удовольствием оперы и смело можем сказать, что «Каменщик» идет на московской сцене лучше всех комических опер. К сожалению, великолепный Петровский театр довольно глух: в пении слов никогда не слышно, а потому мы,...
    Сергей Аксаков. Последний ответ г-ну под фирмою «В.У.»

    Последний ответ г-ну под фирмою «В.У.»

    Сергей Аксаков

    «Г-н В. У., не имея никакой возможности опровергнуть сказанной и доказанной мною истины, обличившей его в двух выдумках, прибегает, как я и предсказал, во 2-м нумере «Телеграфа» к пустому набору слов, к уверткам, к новым выдумкам и к сплетням;...
    Сергей Аксаков. Ответ г-ну Н. Полевому на его выходку во 2-м нумере «Московского телеграфа»

    Ответ г-ну Н. Полевому на его выходку во 2-м нумере «Московского телеграфа»

    Сергей Аксаков

    «Не желая иметь никаких сношений с г-м Полевым, я считаю, однако, за нужное ему заметить, что он действует сам против себя: к чему было откликнуться Михеичем? Читатели не ведали, и я даже не знал, точно ли сам издатель «Телеграфа» писал...
    Сергей Аксаков. «Обриева собака», «Дипломат», «Новый Парис», «Семик»

    «Обриева собака», «Дипломат», «Новый Парис», «Семик»

    Сергей Аксаков

    «Несмотря на лето и пустоту Москвы, Большой Петровский театр почти был полон. Публика убедительно доказала, что уважает талант и ценит всегдашнее усердие бенефициантки, в первый раз еще получившей бенефис; без этой причины ни «Собака», ни два...
    Сергей Аксаков. «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году»

    «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году»

    Сергей Аксаков

    «Радуясь прекрасному явлению в литературе нашей, как общему добру, мы с большим удовольствием извещаем читателей, что, наконец, словесность наша обогатилась первым историческим романом , первым творением в этом роде, которое имеет народную...
    Сергей Аксаков. Рекомендация министра

    Рекомендация министра

    Сергей Аксаков

    «Довольно рано поутру, то есть в одиннадцатом часу, и в приемный день докладывают министру, что какой-то чиновник с рекомендательным письмом просит позволения представиться его высокопревосходительству. Министр был человек неласковый на приемы…»
    Сергей Аксаков. «Дон Карлос, инфант испанский», «Посланник»

    «Дон Карлос, инфант испанский», «Посланник»

    Сергей Аксаков

    «Жалко было смотреть и на изуродованных «Разбойников»; но искажение «Дон Карлоса» несравненно прискорбнее для всех почитателей знаменитого германского драматурга. Это правда, что пиеса в оригинале не удобна для представления по своей огромности,...
    Сергей Аксаков. «Внучатный племянник, или Остановка дилижанса», «Чудные приключения и удивительное морское путешествие Пьетро Дандини»

    «Внучатный племянник, или Остановка дилижанса», «Чудные приключения и удивительное морское путешествие Пьетро Дандини»

    Сергей Аксаков

    «Содержание пиесы Пикара, впрочем презабавное, слишком скудно для комедии в пять актов; его было бы достаточно для водевиля или маленькой комедии в стихах; это веселая шутка, довольно игриво исполненная, но чрезвычайно растянутая сочинителем и...
    Сергей Аксаков. Письмо к издателю «Московского вестника»

    Письмо к издателю «Московского вестника»

    Сергей Аксаков

    «Не для комплимента вам, м. г., а для правды надобно сказать, что журнал ваш всегда был беспристрастнее и умереннее других; должно признаться, что в нынешнем году, говоря об «Истории русского народа», и вы сбились с тону; но только с тону, а...
    Сергей Аксаков. О заслугах князя Шаховского в драматической словесности

    О заслугах князя Шаховского в драматической словесности

    Сергей Аксаков

    «Странное положение нашей словесности, или, лучше сказать, литературных мнений, которых представителями, к сожалению часто неверными, более или менее должны назваться журналы, заставляет говорить о том, о чем говорить еще рано и при других...
  • 1
  • ...
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • ...
  • 13
  • Оставайтесь на связи

    Будьте в курсе новостей о выходящих книгах, подпишитесь на нашу еженедельную рассылку:
    © 2011-2024. Your Lib. All Rights Reserved.