Автор: Максимилиан Волошин

. Полное собрание стихотворений

Полное собрание стихотворений

Максимилиан Волошин

«… Стихи М. Волошина не столько признания души, сколько создания искусства; это – литература, но хорошая литература. У М. Волошина вовсе нет непосредственности Верлена или Бальмонта; он не затем слагает свои строфы, чтобы выразить то или иное,...
. Путник по вселенным

Путник по вселенным

Максимилиан Волошин

Книга известного поэта, переводчика, художника, литературного и художественного критика Максимилиана Волошина (1877 – 1932) включает автобиографическую прозу, очерки о современниках и воспоминания. Значительная часть материалов публикуется...
. «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток…»

«Сквозь сеть алмазную зазеленел восток…»

Максимилиан Волошин

«Сквозь сеть алмазную зазеленел восток. Вдаль по земле, таинственной и строгой, Лучатся тысячи тропинок и дорог. О, если б нам пройти чрез мир одной дорогой!..»
. Путями Каина

Путями Каина

Максимилиан Волошин

«В начале был мятеж, Мятеж был против Бога, И Бог был мятежом. И всё, что есть, началось чрез мятеж…»
. Откровения детских игр

Откровения детских игр

Максимилиан Волошин

«Времена детства далеки не только годами, они кажутся нам иной эпохой, пережитой на иной планете и в оболочке иного существа. Самое понятие времени в то время было совершенно иное: каждая минута была сгоранием целой жизни, властным...
. Аполлон и мышь

Аполлон и мышь

Максимилиан Волошин

«Когда Бальмонту было двенадцать лет, на его письменный стол пришла белая мышка. Он протянул к ней руку. Она без страха взбежала на ладонь, села на задние лапки перед его лицом и запела тоненьким мышиным голосом. Так много дней она приходила к...
. Гороскоп Черубины де Габриак

Гороскоп Черубины де Габриак

Максимилиан Волошин

«Когда-то феи собирались вокруг новорожденных принцесс и каждая клала в колыбель свои дары, которые были, в сущности, не больше чем пожеланиями. Мы – критики – тоже собираемся над колыбелями новорожденных поэтов. Но чаще мы любим играть роль...
. Анри де Ренье

Анри де Ренье

Максимилиан Волошин

«Анри-Франсуа-Жозеф де Ренье родился 28 декабря 1864 года в Гонфлере, старинном и живописном городке, расположенном амфитеатром на холмах около устьев Сены. В настоящее время ему сорок пять лет. Он в полном расцвете своего творчества. На вид он...
. Суриков (материалы для биографии)

Суриков (материалы для биографии)

Максимилиан Волошин

«Автопортрет. 1879 г. Познакомился я с Василием Ивановичем Суриковым в начале 1913 года, когда И. Э. Грабарь предложил мне написать о нем монографию для издательства Кнебеля. Через общих знакомых я обратился к Василию Ивановичу с вопросом: не...
. Судьба Льва Толстого

Судьба Льва Толстого

Максимилиан Волошин

«Конечно, сейчас в России есть много людей, для которых смерть Льва Толстого представляет собой всю горечь потери лично близкого человека. Для них драгоценна и каноническая пышность надгробных речей и пафос народной скорби. Но для миллионов...
. И. Ф. Анненский – лирик

И. Ф. Анненский – лирик

Максимилиан Волошин

«…И. Ф. Анненский был удивительно мало известен при жизни не только публике, но даже литературным кругам. На это существовали свои причины: литературная деятельность И. Ф. была разностороння и разнообразна. Этого достаточно для того, чтобы...
. Суриков

Суриков

Максимилиан Волошин

«Многие ли в наши дни сохранили способность глядеть на многосаженные полотна, изображающие „несчастные случаи истории“, без тайной, сосущей тоски? Такую же тоску вызывает в нас и чтение старых исторических романов, ставших, подобно исторической...
. Пророки и мстители

Пророки и мстители

Максимилиан Волошин

«Я развернул книгу наугад, и мне раскрылась такая страница: «Весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны погибнуть, кроме некоторых весьма немногих избранных....
. Федор Сологуб. «Дар мудрых пчел»

Федор Сологуб. «Дар мудрых пчел»

Максимилиан Волошин

«Мертвенным совершенством веет от трагедии Сологуба. Законченность, тяжелое богатство и значительность речи приводят на память золотые лепестки погребальных венцов и золотые маски, найденные на таинственных трупах в гробницах микенских, золото –...
. Поль Верлэн. Стихи избранные и переведенные Ф. Сологубом

Поль Верлэн. Стихи избранные и переведенные Ф. Сологубом

Максимилиан Волошин

«„Все умирает вместе с человеком, но больше всего умирает его голос“, – говорил однажды стареющий Теофиль Готье Эмилю Вержера своим прекрасным, гибким, но уже погасающим голосом – голосом, с которым умирали последние беседы „хорошего вкуса“...
. Леонид Андреев и Феодор Сологуб

Леонид Андреев и Феодор Сологуб

Максимилиан Волошин

«Еще несколько лет тому назад «альманахи» были убежищами для – «посвященных», отмеченных знаком «Скорпиона» или «Грифа». На страницах их, как в катакомбах, встречались немногие верные, знавшие друг друга в лицо. Но времена изменились…»
. Некто в сером

Некто в сером

Максимилиан Волошин

«Успех последних произведений Леонида Андреева представляет знаменательное явление, как свидетельство о состоянии души русского общества в эпоху революционной смуты. Он указывает на точный уровень нравственных и философских запросов большой...
. М. Волошин. «Елеазар», рассказ Леонида Андреева

М. Волошин. «Елеазар», рассказ Леонида Андреева

Максимилиан Волошин

«После трех дней пребывания во гробе Елеазар был воскрешен Христом. Разрушительная работа смерти над трупом была приостановлена, но не уничтожена. Густая землистая синева лежала под глазами а во впадинах щек. У выросших в могиле ногтей синева...
. Александр Блок. Нечаянная Радость

Александр Блок. Нечаянная Радость

Максимилиан Волошин

«Мысленно пропускаю я перед собой ряд образов: лики современных поэтов: Бальмонт, Вячеслав Иванов, Валерий Брюсов, Андрей Белый, Александр Блок – длинное ожерелье японских масок, каждая из которых остается в глазах четкостью своей гримасы…»
. Из книги «Современники» (сборник)

Из книги «Современники» (сборник)

Максимилиан Волошин

«У Брюсова лицо человека, затаившего в себе великую страсть. Это она обуглила его ресницы, очертила белки глаз, заострила уши, стянула сюртук, вытянула шею и сделала хищной его улыбку. И та же страсть в тончайшие звоны одела его грубый от...
. Валерий Брюсов. «Пути и перепутья»

Валерий Брюсов. «Пути и перепутья»

Максимилиан Волошин

«Первое впечатление от Брюсова. Это было в 1903 году на заседании Религиозно-философского общества. Я только что вернулся из-за границы и впервые знакомился с новыми течениями в русской литературе, с поэтами и их произведениями…»
. Эмиль Верхарн и Валерий Брюсов

Эмиль Верхарн и Валерий Брюсов

Максимилиан Волошин

«Верхарн… Когда его видишь в первый раз, то прежде всего бросается в глаза глубокая морщина, рассекающая его лоб, подобно двум широко распростертым крылам летящей птицы. Эта морщина – он сам. В ней его скорбь, его полет…»
. «Александрийские песни» Кузмина

«Александрийские песни» Кузмина

Максимилиан Волошин

«Когда видишь Кузмина в первый раз, то хочется спросить его: «Скажите откровенно, сколько вам лет?», но не решаешься, боясь получить в ответ: «Две тысячи». Без сомнения, он молод и, рассуждая здраво, ему не может быть больше 30 лет, но в его...
. «Эрос» Вячеслава Иванова

«Эрос» Вячеслава Иванова

Максимилиан Волошин

«Некий царь в древности заманил в свой сад Сатира – бога-зверя и допытывал его: „В чем высшее счастье жизни?“ Сатир обернул к нему свое бледное звериное лицо, искаженное страданьем, и произнес загадочные и жуткие слова: „Высшее счастье – совсем...
. Князь А. И. Урусов

Князь А. И. Урусов

Максимилиан Волошин

«Есть люди, истинное призвание которых – мыслить, выдумывать, болтать, развевая эти мысли на воздух, служа миссионерами художественных и других идей. Невидимое сотрудничество таких людей не проходит бесследно. Они являются неведомыми...
. Алексей Ремизов. «Посолонь»

Алексей Ремизов. «Посолонь»

Максимилиан Волошин

«„Посолонь“ – книга народных мифов и детских сказок. Главная драгоценность ее – это ее язык. Старинный ларец из резной кости, наполненный драгоценными камнями. Сокровища слов, собранных с глубокой любовью поэтом-коллекционером…»
. Памятник Толстому

Памятник Толстому

Максимилиан Волошин

«Какой он должен быть? Я говорю не о способе почтить достойным образом память Толстого, а об чисто скульптурной задаче. Какой должна быть статуя Толстого на одной из площадей Москвы?..»
. Поэты русского склада

Поэты русского склада

Максимилиан Волошин

«„Любите ли вы читать словари?“ – был первый вопрос Теофиля Готье, когда к нему пришел познакомиться молодой Бодлэр. О той же самой необходимости для поэтов собирать и любить словесные сокровища родного языка говорил Пушкин, когда советовал...
. Итоги П. Д. Боборыкина

Итоги П. Д. Боборыкина

Максимилиан Волошин

«У многих русских читателей существует иллюзия, что русская литература очень внимательно следит за жизнью Запада, что все более или менее выдающееся там тотчас же бывает отмечено, переведено и издано у нас…»
. Голоса поэтов

Голоса поэтов

Максимилиан Волошин

«Голос – это самое пленительное и самое неуловимое в человеке. Голос – это внутренний слепок души. У каждой души есть свой основной тон, а у голоса – основная интонация. Неуловимость этой интонации, невозможность ее ухватить, закрепить, описать...
. Архаизм в русской живописи

Архаизм в русской живописи

Максимилиан Волошин

«„Камень становится растением, растение зверем, зверь – человеком, человек – демоном, демон – Богом“ – говорится в Каббале. Камень, дерево, человек. Вот символы Рериха, Богаевского и Бакста – трех художников, которые при всем внешнем...
. Французская литература

Французская литература

Максимилиан Волошин

«Стареющий Анатоль Франс мало отличается от молодого Франса. Сквозь его лицо, некрасивое и непропорциональное в юные годы, проступают все больше благородные и грустные черты лица Дон Кихота – седеющего латинского рыцаря. Те, кому дана мудрость...
. Первая выставка в редакции «Аполлона»

Первая выставка в редакции «Аполлона»

Максимилиан Волошин

«„Аполлон“ предполагает устраивать в помещении своей редакции небольшие выставки отдельных художников, русских и иностранных…»
. Гр. Aл. Hик. Толстой. «Сорочьи сказки»

Гр. Aл. Hик. Толстой. «Сорочьи сказки»

Максимилиан Волошин

«Прописная мораль учит, что порядочные женщины должны держать себя так, чтобы о них ничего «нельзя было сказать». Трюизм этот более удачно можно применить к произведениям искусства. Что касается живописи – это бесспорно. То, что есть истинно...
. Россия распятая

Россия распятая

Максимилиан Волошин

«Вам предстоит сегодня выслушать цикл моих стихов о России. Это стихи, написанные во время Революции и отвечающие на текущие политические события. Но остерегусь называть мои стихи политическими. В наше время это понятие несет в себе...
. Лики творчества. Из книги 1 (сборник)

Лики творчества. Из книги 1 (сборник)

Максимилиан Волошин

«В маленькой, посвященной анализу понятий вдохновения и восторга заметке Пушкин определяет так эти понятия: „Вдохновение – говорит он – нужно в геометрии, как и в поэзии. Единый план Дантова „Ада“ есть уже плод высокого гения“. Восторг же „не...
. Апофеоз мечты

Апофеоз мечты

Максимилиан Волошин

«Жизнеописание Вилье де Лиль-Адана, составляющее вторую часть этой статьи, сплавлено из реальностей и легенд. Поэтому предпосылаю список точных хронологических дат и событий его жизни…»
. Поль Клодель

Поль Клодель

Максимилиан Волошин

«В России имя Поля Клоделя было до сих пор упомянуто лишь несколько раз, но, хотя оно и принадлежит к величайшим именам современное поэзии, этого нельзя поставить в упрек русской литературе, потому что и во Франции это имя еще не произносится на...
. Лица и маски. Организм театра

Лица и маски. Организм театра

Максимилиан Волошин

«Театр есть слияние трех отдельных стихий – стихии актера, стихии поэта и стихии зрителя – в едином моменте. Актер, поэт, зритель – это осязаемые маски тех трех основных элементов, которые образуют каждое произведение искусства…»
. Французский и русский театр

Французский и русский театр

Максимилиан Волошин

«Когда на русской сцене приходится смотреть произведения французского театра, то как бы хорошо ни были они поставлены, переведены и сыграны, всегда остается мучительное чувство глубокой и неизбежной дисгармонии…»
. Современный французский театр

Современный французский театр

Максимилиан Волошин

«Указывая на освещенный фасад театра, Теофиль Готье говорил братьям Гонкурам, взяв их под руки: „Я люблю театр вот так: снаружи. Сейчас в моей ложе сидят три дамы, которые мне все расскажут. Директор театра Фурнье – человек гениальный, с ним...
. Демоны разрушения и закона

Демоны разрушения и закона

Максимилиан Волошин

«В одной из своих статей Морис Метерлинк возглашает хвалу кулаку, находя, что по сравнению с теми силами истребления, которые кинуты теперь человеком в мир, он является орудием мягким и человечным…»
. Сизеран об эстетике современности. Железо в архитектуре

Сизеран об эстетике современности. Железо в архитектуре

Максимилиан Волошин

«На влажных низменностях Европы, по течениям больших рек кольцеобразными пятнами растут постройки европейца…»
. Современная одежда

Современная одежда

Максимилиан Волошин

«Сизеран подходит к вопросу о современной одежде со стороны ее применимости к скульптуре…»
. Мысли о театре

Мысли о театре

Максимилиан Волошин

«Театр есть слияние трех отдельных стихий – стихии актера, стихии поэта и стихии зрителя – в едином мгновении. Актер, поэт, зритель – это осязаемые маски тех трех основных элементов, которые образуют каждое произведение искусства…»
. Лики творчества. Из книги 2 (сборник)

Лики творчества. Из книги 2 (сборник)

Максимилиан Волошин

«Художник весь многоцветный мир должен свести к основным комбинациям углов и кривых и к простейшим отношениям основного тона. Из обычной человеку, выпуклой трехмерной действительности он должен уметь выделить основные, двухмерные зрительные...
. Скелет живописи

Скелет живописи

Максимилиан Волошин

«Живопись имеет дело только с комбинациями зрительных впечатлений. Точное выяснение этого положения очень важно. Это отделяет мышление художника-живописца от обычных приемов мышления остальных людей…»
. Письмо из Парижа

Письмо из Парижа

Максимилиан Волошин

«В жизни каждого пионера бывает момент, когда он, проломавший просеки и проложивший новые дороги, становится сам тяжелым завалом на пути идущих поколений и молодые безжалостно говорят ему: „Прочь с дороги!“ И он остается позади, как каменный...
. Парижские салоны 1904 г.

Парижские салоны 1904 г.

Максимилиан Волошин

«Академический салон французских художников, называемый по старой памяти Салоном Елисейских полей, поражает не столько качеством, сколько количеством выставленных художественных произведений…»
. Осенний салон

Осенний салон

Максимилиан Волошин

«Каждый раз, когда погружаешься в эти залы, затканные мозаикой разноцветных холстов, кажется, что смотришь на мир сквозь тысячегранный глаз мухи. Перед каждой картиной на мгновенье берешь глаза художника и видишь мир сквозь цветные стекла его...
. Слевинский

Слевинский

Максимилиан Волошин

«Среди современной живописи, перешедшей сквозь конец XIX века, когда она стала искусством таким обремененным, таким сложным, так органически и неразделимо слившимся с отсветами и перепевами других искусств, когда все художники стали немного...
. Морис Дени

Морис Дени

Максимилиан Волошин

«Что поражает прежде всего на этой небольшой выставке, наполняющей две залы «Galerie Druet», это то, что она совершенно не похожа на обычные выставки этюдов, привозимых из путешествий…»
. Гробница поэта

Гробница поэта

Максимилиан Волошин

«В Париже образовался комитет для постановки памятника в честь всех поэтов, погибших на войне. Памятник будет называться «Le tombeau du Po?te». Автор его – Жозе де Шармуа…»
. Одилон Рэдон

Одилон Рэдон

Максимилиан Волошин

«Образы Рэдона – это реальность не из земного мира. Только в готическом искусстве французского XIII века можно найти формы, подобные формам Рэдона. Потом источник иссяк. Графические впечатления оборвались…»
. Карриер

Карриер

Максимилиан Волошин

«Самым крупным событием этого художественного сезона была смерть Карриера…»
. Устремления новой французской живописи

Устремления новой французской живописи

Максимилиан Волошин

«У всех разнообразных и друг на друга не похожих течений искусства, обобщаемых под именем «Новой живописи», есть одно общее свойство: эти картины никогда не становятся понятны с первого раза и требуют известной привычки глаза…»
. О возможных путях скульптуры

О возможных путях скульптуры

Максимилиан Волошин

«Так вы верите тому, что Роден сам своими руками лепит все статуи, которые обозначаются теперь его именем?.. Он дает последнюю ретушовку и подписывается. Не больше! Я вам предсказываю: вся скульптура нашего поколения будет подписана Роденом. Это...
. Индивидуализм в искусстве

Индивидуализм в искусстве

Максимилиан Волошин

«Существует ли в действительности то противоречие, которое требует выбирать между индивидуализмом и традицией?..»
. «Осколки святых чудес»

«Осколки святых чудес»

Максимилиан Волошин

«Большое искусство всегда радостно. Это единственный, быть может, критерий, по которому можно отличить временное, малое искусство от искусства вечного…»
. Выставка детских рисунков

Выставка детских рисунков

Максимилиан Волошин

«Детям ли учиться у взрослых или взрослым у детей? Тысячелетняя практика воспитания показывает, что взрослые не умеют толком ответить ни на один вопрос из тех, что задают им дети. Им нечему научить детей до тех пор, пока те сами не вырастут, то...
. В. Э. Борисов-Мусатов

В. Э. Борисов-Мусатов

Максимилиан Волошин

«Есть художники, которые всю свою жизнь влюблены в одно лицо. Даже не в лицо, а в определенное выражение лица, которое волнует и тревожит их неотвратимо. Этого выражения, этой черты, этого «изгиба пальца» (кажется, так говорит Дмитрий Карамазов)...
. Врубель

Врубель

Максимилиан Волошин

«Нечто общее есть между безумием Ницше и безумием Врубеля, в этом пребывании тела здесь на земле в то время, как гениальный дух уже покинул его, в этой страшной полусмерти, которая отмечает избранных. Точно дух переступил запретную грань и уже...
. Современные портретисты

Современные портретисты

Максимилиан Волошин

«Художественный сезон зимы 1910–1911 года выдвинул целый ряд интересных портретов. Пять портретов Сомова, семь портретов Серова, портреты Головина, Ульянова, Глаголевой, Малявина, Кустодиева, Сарьяна, Кончаловекого и Машкова – все интересные,...
. Сапунов

Сапунов

Максимилиан Волошин

«Когда смерть внезапно обрывает жизнь талантливого человека в самом ее расцвете, не дав выявиться силам и возможностям, в нем затаенным, ум невольно начинает искать смысла, обобщения, причины. Нельзя подавить в себе убеждения, что смерть не...
. Чему учат иконы?

Чему учат иконы?

Максимилиан Волошин

«Лучшей охраной художественных произведений во все времена были могила и варварство. Весь Египет встал из гробниц; статуэтки Танагры и Миррины были выкопаны из могил. Микенские гробницы, римские катакомбы, керченские курганы, засыпанная Помпея,...
. А. С. Голубкина

А. С. Голубкина

Максимилиан Волошин

«Когда не умеющий рисовать пробует изобразить человеческое лицо – он почти всегда делает его похожим на самого себя. В этом не сказывается ли наглядно тесная и таинственная связь, существующая между наружностью художника, «ликом» его, и формами...
. М. С. Сарьян

М. С. Сарьян

Максимилиан Волошин

«Европа, как чужеядное растение, выросла на огромном теле Азии. Она всегда питалась ее соками. Если развернуть полушарие Старого Света, Европа представляется зеленым и сочным кактусом, выросшим на безмерных каменистых пустынях Азии. Все...
. Константин Богаевский

Константин Богаевский

Максимилиан Волошин

«Новая морщина у глаза, новая складка в углах губ, новая прядь седины в волосах, шрам на коре дерева, годичное кольцо в разрезе ствола, стертая ступень на крыльце, выбитый камень в стене дома, водомоина на скате холма, выветрившийся зубец скалы...
. Лики творчества. Из книги 3 (сборник)

Лики творчества. Из книги 3 (сборник)

Максимилиан Волошин

«Когда в „Происхождении трагедии“ мы читаем, что театр – это аполлиническое сновидение, наброшенное, как покров, на мир дионисийского безумия, мы воспринимаем эти прекрасные образы как истину, но истину отвлеченную и от нас бесконечно далекую....
. Театр как сновидение

Театр как сновидение

Максимилиан Волошин

«…Поэтическое уподобление становится прекрасным (т. е. из метафоры превращается в символ) только тогда, когда оно приближается к научной истине. А научная истина бывает убедительна только в том случае, если она доведена в своем обобщении до...
. Разговор о театре

Разговор о театре

Максимилиан Волошин

«…Зрелище «Бранда» потрясло меня и встревожило, как неотвратимые призывы Роландова рога тревожат эхо горных ущелий. Но призыв этот не был голосом Бранда, а голосом самого Ибсена. Я слышал проповедь и обличение, произносимое многогласным зыком...
. Русская трагедия возникнет из Достоевского

Русская трагедия возникнет из Достоевского

Максимилиан Волошин

«…Возможно говорить о кризисе театра немецкого, театра английского, театра русского, но о кризисе театра вообще говорить нельзя. Существует ли кризис русского театра?..»
. «Братья Карамазовы» в постановке московского Художественного театра

«Братья Карамазовы» в постановке московского Художественного театра

Максимилиан Волошин

«…Пресса встретила попытку Художественного театра недоброжелательно. Большинство было возмущено самым фактом переделки романа для сцены…»
. «Горе от ума» на сцене московского Художественного театра

«Горе от ума» на сцене московского Художественного театра

Максимилиан Волошин

«…Уже одним своим намерением поставить «Горе от ума» Художественный театр брал на себя обязательство дать постановку образцовую, и при том образцовую по-иному, чем классическая постановка московского Малого театра. В этом намерении есть...
. «Сестра Беатриса» в постановке театра В. Ф. Коммиссаржевской

«Сестра Беатриса» в постановке театра В. Ф. Коммиссаржевской

Максимилиан Волошин

«Богоматерь сходит со своего пьедестала и заступает место влюбленной монахини, убежавшей из монастыря. Богоматерь повторяет то, что в древнем мире сделала Афродита. Католическая легенда, лежащая в основе «Сестры Беатрисы», представляет пересказ...
. «Гамлет» на сцене Художественного театра

«Гамлет» на сцене Художественного театра

Максимилиан Волошин

«Постановка „Гамлета“ в Художественном театре заинтересовывает, пожалуй, прежде всего первым применением на русской сцене гордон-креговских „ширм“. „Ширмы“ дают тон и характер всей постановке, ширмы вызывают главные нарекания и упреки…»
. «Miserere»

«Miserere»

Максимилиан Волошин

«Хотя «Miserere» Юшкевича не имеет успеха в Художественном театре, однако наравне с хулителями у пьесы есть и горячие поклонники, которые ценят и ее символизм и реализм и утверждают даже, по слухам, что русский театр не давал ничего подобного со...
. Айседора Дункан

Айседора Дункан

Максимилиан Волошин

«Мраморный амфитеатр, плоским полукольцом прильнувший к земле, значительно ниже, значительно площе, чем римские театры. Мраморные плиты. Сухая звонкая трава. Остатки сцены, подпираемой сгорбленными карликами с бородатыми сократическими лицами....
. О смысле танца

О смысле танца

Максимилиан Волошин

«Зала освещена притуплённым светом. За рампой из белых гиацинтов на фоне тяжелых складок одноцветной ткани, внезапно возникая из тени, затаившейся в них, стройные полудевичьи, полуотроческие фигуры в прозрачных хитонах, смутно выявляющих...
. Лицо, маска и нагота

Лицо, маска и нагота

Максимилиан Волошин

«В описании кругосветного путешествия Дарвина на корабле «Бигль» есть такой курьезный рассказ. Это было на Огненной Земле. Был мороз, и шел легкий снежок. Дарвин дрожал от холода в шубе, а рядом с ним шел голый дикарь. Снег падал на его плечи и...
. Лики творчества. Из книги 4 (сборник)

Лики творчества. Из книги 4 (сборник)

Максимилиан Волошин

«Идею славы ложно соединяют с образом крыльев. Чаще она является могильной плитой, под которой погребают живого. Когда поэт становится в глазах публики «автором» такого-то произведения, ему бывает очень трудно выкарабкаться из-под этой плиты…»
. Город в поэзии Валерия Брюсова

Город в поэзии Валерия Брюсова

Максимилиан Волошин

«Идею славы ложно соединяют с образом крыльев. Чаще она является могильной плитой, под которой погребают живого. Когда поэт становится в глазах публики «автором» такого-то произведения, ему бывает очень трудно выкарабкаться из-под этой плиты…»
. «Ярь». Стихотворения Сергея Городецкого

«Ярь». Стихотворения Сергея Городецкого

Максимилиан Волошин

«…Какое лучшее имя мог дать своей книге молодой фавн, написавший ее? Что Сергей Городецкий молодой фавн, прибежавший из глубины скифских лесов, об этом я догадался еще раньше, чем он сам проговорился в своей книге…»
. «Стихотворения» Ивана Бунина

«Стихотворения» Ивана Бунина

Максимилиан Волошин

«Когда ищешь примеров для освещения законов поэзии и искусства, то невольно обращаешься к французской литературе и к французской живописи. Это не потому, что во французском искусстве была бы выражена полнее, чем где-либо, сущность человеческой души…»
. «Зарево зорь»

«Зарево зорь»

Максимилиан Волошин

«Так называется последняя книга Бальмонта. – Всем тем, в чьих глазах отразились мои Зори, отдаю я отсвет их очей, – говорит он на первой посвятительной странице этой книги. Сколько их, этих Зорь? Этих отсветов?..»
. Жестокость в жизни и ужасы в искусстве

Жестокость в жизни и ужасы в искусстве

Максимилиан Волошин

«Из всех человеческих свойств – свойство самое таинственное и непонятное для людей впечатлительных и жалостливых – жестокость. Сострадание не в состоянии принять самого факта существования жестокости, оно ничем не может объяснить себе ее...
. На белом камне

На белом камне

Максимилиан Волошин

«Есть состояния в истории человечества, когда является потребность заглянуть в будущее. Как будто разверзается бездна времени и в ней шевелятся неясные призраки наступающего. Как будто физически ощущается та точка, из которой лучатся направления...
. Реми де Гурмон

Реми де Гурмон

Максимилиан Волошин

«Наружность Реми де Гурмона производит трагическое впечатление. Имея надобность переговорить с ним об одном литературном деле, я получил от него карточку, назначавшую час свидания, и отправился к нему на Rue des St. Peres – одну из наиболее...
. Барбэ д'Оревильи

Барбэ д'Оревильи

Максимилиан Волошин

«Жюль Амедей Барбэ д'Оревильи родился в маленьком нормандском городке Sauveur-le-Vicomte 2 ноября 1808 года, в День всех мертвых. «В этот мир я вошел в зимний, ледяной, сумрачный день, в день слез и воздыханий, день, который Мертвые, чье имя он...
. Московская хроника

Московская хроника

Максимилиан Волошин

«Зимний сезон начался с постановки „Карамазовых“ в Художественном театре. Постановка эта вызвала целый ряд статей и лекций о Достоевском и о трагедии Карамазовых. Театральное событие стало общелитературным…»
. Отцеубийство в античной и христианской трагедии

Отцеубийство в античной и христианской трагедии

Максимилиан Волошин

«Осенью 1910 года Московским Художественным театром была сделана смелая попытка поставить „Братьев Карамазовых“ на сцене. Попытки инсценировок различных литературных произведений не представляют ничего нового сами по себе. Инсценировались и...
. Литература 1915 года

Литература 1915 года

Максимилиан Волошин

«Париж переживал самые острые кризисы историй осады, судорог и революций, пароксизмы отчаяния и бешенства, опьянения творчества и новых форм жизни и пафос самоунижения, – но всегда он оставался самим собой: в то время как в узких переулках...
. Шарль Пеги

Шарль Пеги

Максимилиан Волошин

«На днях в «Le Figaro» было сообщено, что одно из лучших парижских издательств выпускает в ближайшем будущем полное собрание сочинений Пеги. Среди многих сотен смертей, истребивших за эти годы почти сплошь молодое поколение французской...
. Поэзия и революция

Поэзия и революция

Максимилиан Волошин

«Существует схоластический вопрос, о котором любят время от времени спорить в русской литературе: обязан ли поэт откликаться на текущие исторические события или его уста должны неметь и ему подобает безмолвствовать? И сами поэты тоже любят...
. К лекции поэта Ильи Эренбурга

К лекции поэта Ильи Эренбурга

Максимилиан Волошин

«Из русских поэтов поколения десятых годов Илья Эренбург является самой крупной и своеобразной фигурой, плохо укладывающейся в рамки старых литературных делений. Он несколько раз менял свое поэтическое лицо. Даже больше: можно сказать, что...
. Культура, искусство, памятники Крыма

Культура, искусство, памятники Крыма

Максимилиан Волошин

«Крым, Киммерия, Кермен, Кремль… Всюду один и тот же основной корень КМР, который в древне-еврейском языке соответствует понятию неожиданного мрака, затмения и дает образ крепости, замкнутого места, угрозы и в то же время сумрака баснословности…»
. Статьи о революции

Статьи о революции

Максимилиан Волошин

«…Души пророков похожи на темные анфилады подземных зал, в которых живет эхо голосов, звучащих неизвестно где, и шелесты шагов, идущих неизвестно откуда. Они могут быть близко, могут быть далеко. Предчувствие лишено перспективы. Никогда нельзя...
. Заметки 1917 года

Заметки 1917 года

Максимилиан Волошин

«Очень вредно и бессмысленно, когда формулы и требования одной области общественного строительства переносятся целиком в другую. Принцип равенства (демократизации), вполне разумный и справедливый в области правовой, становится губительным, когда...
. Андорра

Андорра

Максимилиан Волошин

«Был конец мая. Салоны кончались. В Париже становилось пыльно и душно. На киосках красовались соблазнительные объявления о дешевых поездках на берег моря, в горы, в Италию. Очевидно, надо было куда-нибудь уехать…»
. Бой быков

Бой быков

Максимилиан Волошин

«Когда я уезжал из Парижа, то мои знакомые испанцы-художники, напутствуя меня, говорили: – Вот вы едете в Испанию. Увидите бой быков… – и при этом даже глаза у них горели от удовольствия…»
. Карнавал

Карнавал

Максимилиан Волошин

«В древнееврейском языке есть слово, странно созвучное со словом „карнавал“. Это слово „Kern-Abal“, что значит лик безумия – искажение человеческого лица, понятие, имеющее значение жуткое, граничащее почти с проклятием. Было ли это грозное...
. Весенний праздник тела и пляски

Весенний праздник тела и пляски

Максимилиан Волошин

«У художников сохранились свои исторические привилегии с тех пор, как лицемерное мещанство окончательно замкнуло человеческое тело в темницу одежды…»
. Собачье кладбище

Собачье кладбище

Максимилиан Волошин

«Чтобы понять жизнь большого города, надо узнать, как он относится к смерти. Истинное лицо Парижа надо искать в искаженных масках Морга и в каменистой тесноте Пер-Лашеза…»
. Все мы будем раздавлены автомобилями

Все мы будем раздавлены автомобилями

Максимилиан Волошин

«Еще лет пять тому назад улицы Парижа были безопасны. Несмотря на быстроту и густоту движения экипажей, можно было свободно переходить через улицу…»
. «Адские войны»

«Адские войны»

Максимилиан Волошин

«Те, кого война настигла не на земле одной из воюющих держав, а в областях смежных, куда приходили осведомления одновременно с обеих сторон; те, кто не были брошены сразу на одну из чашек Весов, а стояли на самом коромысле, где ходит и...
. Год назад

Год назад

Максимилиан Волошин

«Любопытство, жгущее подошвы ног, когда в первый раз вступаешь на мостовую неизвестного города, заставило меня, несмотря на усталость пути, прямо с вокзала пойти бродить по улицам в этот июльский вечер…»
. Париж и война. Маленькие недосмотры

Париж и война. Маленькие недосмотры

Максимилиан Волошин

«Равнодушные и тяжкие жернова войны продолжают перемалывать лучший цвет Франции, семена ее уже невозможного, уже погибшего будущего. В августе список убитых писателей нес 132 имени, в сентябре он возрос до полутораста…»
. Поколение 1914 г.

Поколение 1914 г.

Максимилиан Волошин

«Мировые трагедии обычно бывают прекрасно срежиссированы. История задолго готовит актеров, ей нужных. Перед началом первого акта она в последний раз просматривает списки исторических масок и быстро вычеркивает те, которые ей больше не понадобятся…»
. Шармуа

Шармуа

Максимилиан Волошин

«В Париже образовался комитет для постановки памятника в честь всех поэтов, погибших на войне. Памятник будет называться «Le tombeau du Poete». Автор его – Жозе де Шармуа…»
. Жертвы войны

Жертвы войны

Максимилиан Волошин

«Когда новички приезжают на фронт, опытные солдаты твердо знают, кто из них будет убит: „Есть отмеченные“. Есть солдаты, прошедшие всю кампанию, прошедшие через бойню Шарлеруа, сквозь марнскую битву, бравшие Мюлуз, дравшиеся на Изере и под...
. Цеппелины над Парижем

Цеппелины над Парижем

Максимилиан Волошин

«Этот сон я видел очень давно – на границе отрочества, лет двадцать пять назад, когда не только о цеппелинах, но и об авиации вообще не было еще и речи. Я был в огромном, многоэтажном серо-каменном городе, имени которого не знал. Город был...
. Франция и война

Франция и война

Максимилиан Волошин

«Возвращаясь в Россию после двух лет войны, проведенных во Франции, я был поражен различием внутреннего восприятия войны на Западе и у нас. На Западе вопрос идет о жизни и смерти народов, о существовании и конечном исчезновении государств…»
. Последний смотр

Последний смотр

Максимилиан Волошин

«Саша Гитри – один из самых увлекательных парижских забавников. Антуан ожидает от него возрождения французского театра. Если б его темперамент и ловкость можно было сплавить с едкостью Куртелина. то Париж увидел бы нового Мольера…»
. Гильдия св. Луки

Гильдия св. Луки

Максимилиан Волошин

«Милле продал „Angelus“ за 5 франков, а после его смерти он был перепродан в Америку за 500 тысяч франков. Это типичный образец возрастания ценности художественных произведений…»
. Ответ на анкету «Монархия или республика?»

Ответ на анкету «Монархия или республика?»

Максимилиан Волошин

«На ваш вопрос о том, какой образ правления для России предпочтителен, мне очень трудно ответить прежде всего потому, что не в словах „республика“, „конституционная монархия“, „неограниченная монархия“ – здесь дело…»
. Судьба Верхарна

Судьба Верхарна

Максимилиан Волошин

«Верхарн был последним, кого я видел в Париже перед моим отъездом весною этого года. Мы встретились случайно накануне моего отъезда в музее Гиме (музее религий), в угловой зале, посвященной буддийскому искусству. Он стоял перед статуей «Дхармы»...
. «Вся власть патриарху»

«Вся власть патриарху»

Максимилиан Волошин

«Какова должна быть конструкция временной власти, общей для всей России? Вот вопрос, который стоит сейчас перед нами и перед союзниками…»
. Молитва о городе

Молитва о городе

Максимилиан Волошин

«Феодосия при большевиках не напоминала ни один другой русский город. Она была единственным беззащитным и открытым портом на Черном море. Туда спасались со всех его побережий. Каждый день в ее порт врывались транспорты: заржавленные, помятые,...
. Первое впечатление Одессы

Первое впечатление Одессы

Максимилиан Волошин

«Я приехал в Одессу, как в последнее сосредоточье русской культуры и умственной жизни. Приехав, естественно, простудился, пролежал две недели и, выйдя в первый раз, стал свидетелем такого происшествия…»
. Видение Иезекииля

Видение Иезекииля

Максимилиан Волошин

«Во время Войны и Революции я знал только два круга чтения: газеты и библейских пророков. И последние были современнее первых…»
. Самогон крови

Самогон крови

Максимилиан Волошин

«Существуют обязательные монополии, от которых государство не имеет права отказываться…»
. Самогон крови (1919)

Самогон крови (1919)

Максимилиан Волошин

«В языческом мире в таинствах дионисических оргий кровь человеческих жертвоприношений была превращена в вино. Её лечили вином и пляской в таинствах дионисических оргий…»
. О литературе, живописи, театре

О литературе, живописи, театре

Максимилиан Волошин

В книге представлены критические размышления поэта М. А. Волошина на тему литературного искусства – о творчестве В. Брюсова, Вяч. Иванова, Л. Андреева, М. Кузмина, А. Ремизова и многих других деятелей русской культуры. Также в издании собраны...
. Боги и люди

Боги и люди

Максимилиан Волошин

Автор книги Поль де Сен-Виктор – французский писатель, популярный критик и журналист, автор статей о литературе и живописи, «поэт в прозе», по выражению М. Волошина. «Боги и люди» – первая изданная Сен-Виктором книга, описывающая исторические...
. «И мы, как боги, мы, как дети…»

«И мы, как боги, мы, как дети…»

Максимилиан Волошин

Максимилиан Волошин (1877–1932) – виднейший представитель культуры Серебряного века, человек, богато и многообразно одаренный: выдающийся поэт и переводчик, блестящий литературный и художественный критик, замечательный художник, гостеприимный...

Оставайтесь на связи

Будьте в курсе новостей о выходящих книгах, подпишитесь на нашу еженедельную рассылку:
© 2011-2024. Your Lib. All Rights Reserved.