критика

Юлий Исаевич Айхенвальд. Каролина Павлова

Каролина Павлова

Юлий Исаевич Айхенвальд

«Век этой старой писательницы тянулся от 1807 по 1893 год. Она пропустила мимо себя несколько авторских поколений, начиная от пушкинской плеяды, но сама оставалась в тени, хотя ее талант и давал ей право на видное место в родной словесности....
Юлий Исаевич Айхенвальд. Козлов

Козлов

Юлий Исаевич Айхенвальд

«„Слепой музыкант“ русской литературы, Козлов стал поэтом, когда перед ним, говоря словами Пушкина, „во мгле сокрылся мир земной“. Прикованный к месту и в вечной тьме, он силой духа подавил в себе отчаяние, и то, что в предыдущие годы таилось у...
Юлий Исаевич Айхенвальд. Короленко

Короленко

Юлий Исаевич Айхенвальд

«Залитая кровью и слезами, достигшая пределов человеческой несчастности Россия среди многих и многого лишилась недавно и Короленко. В море других смертей потонула его смерть, и те из его старых и преданных читателей, кто еще оставался в живых,...
Юлий Исаевич Айхенвальд. Левитов

Левитов

Юлий Исаевич Айхенвальд

«Характерно для Левитова, что бытописатель, прикованный к месту и моменту, постоянно видя пред собою какое-то серое сукно жизни, грубость и безобразие, пьяные толпы России, крестьянскую нужду и пролетариат городской, он в то же время способен от...
Юлий Исаевич Айхенвальд. Майков

Майков

Юлий Исаевич Айхенвальд

«В представлении русского читателя имена Фета, Майкова и Полонского обыкновенно сливаются в одну поэтическую триаду. И сами участники ее сознавали свое внутреннее родство…»
Юлий Исаевич Айхенвальд. Мариэтта Шагинян

Мариэтта Шагинян

Юлий Исаевич Айхенвальд

«Не весь сборник Мариэтты Шагинян «Orientalia» соответствует своему заглавию: наряду со стихотворениями ярко восточного колорита, он содержит и такие, которые совсем не отличаются расовой окрашенностью, а проникнуты общим чувством и особенно...
Юлий Исаевич Айхенвальд. Мей

Мей

Юлий Исаевич Айхенвальд

«Русскому обществу более известно имя Льва Александровича Мея, чем его поэзия; вот разве оперная сцена прибавила популярности его „Псковитянке“. Между тем в его творчестве есть такие черты, которые не заслуживают пренебрежения, и жалко, что...
Юлий Исаевич Айхенвальд. Минский

Минский

Юлий Исаевич Айхенвальд

«Значение Минского в новейшей русской литературе определяется не столько его философскими рассуждениями и драмами, сколько его стихотворениями, которые в 1907 г. появились в отдельном собрании. Правда, и они – притом лучшие из них – тоже в...
Юлий Исаевич Айхенвальд. Надсон

Надсон

Юлий Исаевич Айхенвальд

«Он и Мирра Лохвицкая – в стороне, а Надсон двумя сотнями тысяч экземпляров своей книги проник во многие сердца, в самые отдаленные уголки России. На небесах нашей литературы светит много поэтических звезд, и столько лучей красоты идет от Солнца...
Юлий Исаевич Айхенвальд. Никитин

Никитин

Юлий Исаевич Айхенвальд

«Во всей поэзии Никитина виднеется известная грань, которая должна бы отделять его день от его ночи, его реальность от его мечты. Была суждена ему жизнь, лишенная целостности. День проводил он на людях, и было кругом него и в нем самом крикливо,...
Юлий Исаевич Айхенвальд. Огарев

Огарев

Юлий Исаевич Айхенвальд

«Бледный спутник блестящего светила, Огарев известен большинству русских читателей не сам по себе, а в ореоле Герцена, и он памятен не своими стихами, а как соратник последнего в борьбе за свободу, объединенный с ним знаменитой клятвой на...
Юлий Исаевич Айхенвальд. Писемский

Писемский

Юлий Исаевич Айхенвальд

«Известно, что Писемский ведет свое духовное происхождение от Гоголя: „Мертвые души“ и „Тысяча душ“ объединены не только сходством заглавия, но и внутренними особенностями литературной манеры. И здесь, и там – картины быта, яркость жанра,...
Юлий Исаевич Айхенвальд. Плещеев

Плещеев

Юлий Исаевич Айхенвальд

«Как ни расходятся Плещеев и Помяловский в основных линиях своего внутреннего мира, но у них есть и объединяющее начало: любовь к детям и к молодости вообще. Это у них не деталь, не чувство среди других чувств; это – их миросозерцание,...
Юлий Исаевич Айхенвальд. Полежаев

Полежаев

Юлий Исаевич Айхенвальд

«В некоторых отношениях поэзия Полежаева звучит лермонтовскими тонами, правда, в ней гораздо меньше силы и больше элементарности; она – без глубины, без тонких изгибов мысли; она откровенна и наивна, любит посмеяться и насмеяться, – иногда...
Юлий Исаевич Айхенвальд. Полонский

Полонский

Юлий Исаевич Айхенвальд

«То поэтическое, что есть у Полонского, надо извлекать из множества строк его, которые представляют собою не поэзию, а только стихи. Писатель редких вдохновений, он был замечательно искусный версификатор, и порою для него как бы не существовали...
Юлий Исаевич Айхенвальд. Помяловский

Помяловский

Юлий Исаевич Айхенвальд

«Помяловский – большая литературная возможность, которая не успела осуществить себя вполне, но проявилась уже все-таки во многом и ценном. Одновременно бурсак и романтик, писатель безобразия и поэт Леночки, изобразитель грубого быта и тонкий...
Юлий Исаевич Айхенвальд. Слепцов

Слепцов

Юлий Исаевич Айхенвальд

«Особенность литературной манеры Слепцова заключается в том, что русскую жизнь он раздробляет на вереницу коротеньких сцен, воспроизводящих действительность в ее звуках, в ее характерной фонетике. Он больше слышит, чем видит. Третий класс...
Юлий Исаевич Айхенвальд. Щербина

Щербина

Юлий Исаевич Айхенвальд

«Небольшая страница, вписанная в русскую литературу Щербиной, во многих отношениях напоминает собою антологию Майкова и лишь слабее ее в той степени, в какой и сам автор уступает дарованием певцу „Трех смертей“. Зато Щербина, как известно, имел...
Юлий Исаевич Айхенвальд. Языков

Языков

Юлий Исаевич Айхенвальд

«Гоголь передает, что, когда стихи Языкова появились отдельною книгой, Пушкин сказал с досадой: „Зачем он назвал их: Стихотворения Языкова? Их бы следовало назвать просто: Хмель! Человек с обыкновенными силами ничего не сделает подобного: тут...
Юлий Исаевич Айхенвальд. Федор Сологуб

Федор Сологуб

Юлий Исаевич Айхенвальд

«Нет внутренней обязательности в том, чтобы стихотворения Сологуба были именно стихотворениями. Они по духу своему не оправдывают своей формы, они большей частью лишены, чужды живой образности, но зато проникнуты холодной красотою безнадежной...
Юлий Исаевич Айхенвальд. Алексей Н. Толстой

Алексей Н. Толстой

Юлий Исаевич Айхенвальд

«Давно уже признано, что у А. Н. Толстого зрение преобладает над умозрением. Очень талантливы глаза его. Они – какие-то цепкие приборы, неводы, в которые не попадает крупное, но от которых зато не ускользает самая мелкая и, однако, интересная...
Юлий Исаевич Айхенвальд. Арцыбашев

Арцыбашев

Юлий Исаевич Айхенвальд

«Ум не первенец, не любимец природы, и потому художественное творчество, корни свои имеющее в глубине природы, в недрах подсознательной стихийности, движется под знаком вдохновения, а не ума. Непосредственной поэзии вредит явное вмешательство...
Юлий Исаевич Айхенвальд. Памяти Лермонтова

Памяти Лермонтова

Юлий Исаевич Айхенвальд

«Сам Лермонтов из своей трагической могилы тоже шлет в свой юбилейный день поклон родному краю, и родной край любовно отвечает на него своему певцу и сыну – даже среди раскатов неслыханной грозы. Атмосферная гроза шумела и 15 июля 1841 года в...
Константин Сергеевич Аксаков. Физиология Петербурга, составленная из трудов русских литераторов. Ч. 1

Физиология Петербурга, составленная из трудов русских литераторов. Ч. 1

Константин Сергеевич Аксаков

«„Что касается до составителей этой книги, – они совершенно чужды притязаний на поэтический или художественный талант; их цель была самая скромная – составить книгу в роде тех, которые так часто появляются во французской литературе“, –...
Михаил Альбов. Два момента в развитии творчества Антона Павловича Чехова

Два момента в развитии творчества Антона Павловича Чехова

Михаил Альбов

«Просматривая том за томом бесчисленные очерки и рассказы г-на Чехова, пристально вглядываясь в них, улавливая сходные черты, вы легко поддаетесь странной иллюзии: вы уже не у себя в кабинете, а в мастерской художника, где на стенах рядами...
Александр Амфитеатров. Душа армии

Душа армии

Александр Амфитеатров

«„Душа Армии“ ген<ерала> П. Н. Краснова, с обширным предисловием г. Н. Н. Головина, представляет собой опыт введения в почти что новую и очень молодую еще науку „Военной психологии“. Военно-педагогическое значение этой книги подлежит...
Леонид Андреев. Ив. Шмелев «Суровые дни»

Ив. Шмелев «Суровые дни»

Леонид Андреев

«Прекрасная книга Ив. Шмелева была уже отмечена при своем появлении сочувственными откликами. К сожалению, этих откликов было немного, и сила их не соответствует силе и значительности „Суровых дней“ – бесспорно лучшего, что появилось о войне в...
Леонид Андреев. Отжил ли Некрасов

Отжил ли Некрасов

Леонид Андреев

«Я вообще не люблю стихов, мне трудно их читать, и оттого все свои суждения о поэтах я должен высказывать с большою осторожностью и недоверием к себе. О Некрасове я могу судить только по впечатлениям юности, так как в последние годы я его не...
Леонид Андреев. Живая книга

Живая книга

Леонид Андреев

«Я стал читать «Тоннель» Келлермана, и по мере того, как одна за другою переворачивались страницы, мне начало вспоминаться – сперва смутно, потом все яснее – то необыкновенное, волнующее и радостное чувство, какое в детстве вызывала всякая...
Леонид Андреев. О «Двух душах» М. Горького

О «Двух душах» М. Горького

Леонид Андреев

«Для тех, кто читал статью М. Горького в «Русском слове», его «Две души» не представляют собою ничего неожиданного и нового. Та же ненависть и презрение к Востоку и скорбь о нашей азиатчине, тот же решительный взмах пера, в одно мгновение...
Леонид Андреев. Неосторожные мысли о М. Горьком

Неосторожные мысли о М. Горьком

Леонид Андреев

«Самая резкая и самая глубокая черта, более того: основание художественной индивидуальности Горького – это его деспотизм. Повелитель, властелин, деспот, не терпящий ни в ком противоречий, даже в себе самом. Если Горький противоречит Горькому, то...
Леонид Андреев. О писателе

О писателе

Леонид Андреев

«Умер Золя. Нелепо и обидно умер. Какой-то камин, который дымит, какой-то угар, что-то вздорное, мелкое, слишком обыденное, вульгарное, – а в результате смерть. Вот он, великий Золя, валяется лицом вниз на ковре, такой простой, такой до ужаса...
Леонид Андреев. Ф. И. Шаляпин

Ф. И. Шаляпин

Леонид Андреев

«Я хожу и думаю. Я хожу и думаю – и думаю я о Федоре Ивановиче Шаляпине. Сейчас ночь; город угомонился и засыпает: нет его назойливых звуков, нет его бессмысленно-пестрых красок, которые в течение всего дня терзают слух и зрение и так...
Сергей Андреевский. Значение Чехова

Значение Чехова

Сергей Андреевский

«После освобождения крестьян великая барская литература была развенчана. Чтобы долго с нею не возиться, Писарев сразу посягнул на самого Пушкина… И начались «шестидесятые годы». Все крупные писатели, застигнутые реформой, возникли еще по ту...
Евгений Аничков. Шенье, Андре-Мари

Шенье, Андре-Мари

Евгений Аничков

«Когда в начале XIX в. впервые стали известны стихи Ш., он был признан предтечей романтизма. „Ш., – пишет Сент-Бёв, – был провозвестником новой поэзии; он принес с собой новую лиру; у нее, правда, еще недоставало нескольких струн, но теперь эти...
Евгений Аничков. Фольклор

Фольклор

Евгений Аничков

«Фольклор – дословно «народоведение». Этот термин изобретен в Англии в середине XIX века для обозначения одним словом древних верований, предрассудков, обычаев, обрядов, пословиц, заговоров, поговорок, песней и сказок, до сих пор еще живущих в...
Евгений Аничков. К. Д. Бальмонт

К. Д. Бальмонт

Евгений Аничков

«Когда в марте 1912 г. в Петербурге праздновали двадцатипятилетие поэтической деятельности Бальмонта и стали в особой комиссии, куда входили и профессора, и критики, и поэты, обсуждать, что, собственно, он сделал, с какой-то поразительной...
Евгений Аничков. Предисловие к комедии «Много шуму из ничего»

Предисловие к комедии «Много шуму из ничего»

Евгений Аничков

«Комедия „Много шуму из ничего“ была впервые напечатана в 1600 году. Вышедший за два года перед тем трактат Миреса „Palladis Tamia“ в своем знаменитом перечне шекспировских произведений этой пьесы не упоминает. Основанием для подобного пропуска...
Евгений Аничков. Предисловие к комедии «Как вам это понравится»

Предисловие к комедии «Как вам это понравится»

Евгений Аничков

«Рассказ о Гамелине заканчивается не раскаянием старшего брата, как в комедии Шекспира, и вовсе не великодушием по отношению к нему младшего. Напротив, Гамелин своим удальством одерживает в конце концов полную победу над всеми притеснителями и...
Евгений Аничков. Предисловие к драме «Король Генрих Шестой»

Предисловие к драме «Король Генрих Шестой»

Евгений Аничков

«Историческая драма къ послѣднему десятилѣтію царствованія королевы Елизаветы стала вдохновляться патріотическими идеями. «Великая Армада», угрожавшая берегамъ Зеленаго острова, была разсѣяна, и «морская дѣва, царствующая на Западѣ»...
Иннокентий Анненский. Проблема гоголевского юмора

Проблема гоголевского юмора

Иннокентий Анненский

«Эти господа обыкновенно претендуют на выдающуюся роль, разумеется, каждый в своей сфере. Они не прочь даже иногда заскочить вперед, что-нибудь да разведывая и вынюхивая. А так как умственный ценз их при этом довольно скромен, то они весьма...
Иннокентий Анненский. Достоевский до катастрофы

Достоевский до катастрофы

Иннокентий Анненский

«Колорит ноября. Колорит туманной, мозглой петербургской ночи. Только не теперь, а лет 50, а то и все 60 тому назад. Кажется, Фонтанка. Над водой повис плоский и опустелый мост, а ветер то поскрипывает фонарными столбами, где тоскливо мигает...
Иннокентий Анненский. Умирающий Тургенев

Умирающий Тургенев

Иннокентий Анненский

«– Мне стоит назвать это имя, – и туман, который там, за мною, непременно хоть на минуту да посветлеет и расступится… Чаще всего вспомню я тогда теплое, почти нежное утро, но будто это уже осенью, – а я стою на черном и мягком скате Обводного...
Иннокентий Анненский. Три социальных драмы

Три социальных драмы

Иннокентий Анненский

«История новой русской драмы, если можно говорить об истории русской драмы вообще, открывается произведением, которому суждено было и в свое время, да и теперь стоять совершенно особняком. Это «Горькая судьбина» Писемского. Пьеса до крайности...
Иннокентий Анненский. Драма настроения

Драма настроения

Иннокентий Анненский

«Что это такое? Сцена это или литература? Малеванная декорация или художественная школа? Штрихи, набросанные на канву, чтобы быстрая игла протянула по ним цветные нити и потом сплела эти нити в кресты, а кресты в цветы? Или здесь все уже дано...
Иннокентий Анненский. Бальмонт-лирик

Бальмонт-лирик

Иннокентий Анненский

«Среди многообразных особенностей или, может быть, недоразвитостей, а иногда и искажений нашей духовной природы, которыми мы обязаны русской истории, меня всегда занимала одна – узость нашего взгляда на слово. Нас и до сих пор еще несколько...
Иннокентий Анненский. Изнанка поэзии

Изнанка поэзии

Иннокентий Анненский

«Кроме подневольного участия в жизни, каждый из нас имеет с нею, жизнью, лично свое, чисто мечтательное общение. Но здесь распоряжается уже не жизнь, а мы, ее невольники. Здесь уже мы, хотя и молча, хотя и лежа, но можем натешиться над нею...
Иннокентий Анненский. Белый экстаз

Белый экстаз

Иннокентий Анненский

«Между тургеневскими девушками есть три, которые стоят особняком. Чистые, сосредоточенные и одинокие, они странно похожи на статуи. И точно, каждая из них, пережив лихорадочно-сумбурную ночь экстазов и обид, с рассветом вернулась на свой цоколь,...
Иннокентий Анненский. Иуда

Иуда

Иннокентий Анненский

«Леонид Андреев принадлежит к поколению, воспитанному на Достоевском. Не на том Достоевском, которого когда-то ссылали в Сибирь, а потом держал в кабале Катков и на которого можно было сердиться за «Бесов» или «Дневник писателя», – а на другом,...
Иннокентий Анненский. Гейне прикованный

Гейне прикованный

Иннокентий Анненский

«Когда при мне скажут «Гейне», то из яркого и пестрого плаща, который оставил нам, умирая, этот поэт-гладиатор, мне не вспоминаются ни его звезды, ни цветы, ни блестки, а лишь странный узор его бурой каймы и на ней следы последней арены…»

Оставайтесь на связи

Будьте в курсе новостей о выходящих книгах, подпишитесь на нашу еженедельную рассылку:
© 2011-2024. Your Lib. All Rights Reserved.