Автор: Николай Федоров

. Философия общего дела (сборник)

Философия общего дела (сборник)

Николай Федоров

Современники называли Николая Федорова «московским Сократом», лучшие умы эпохи – Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский – считали его гением. Федоров – автор философского проекта достижения бессмертия для всех живущих и воскрешения мертвых, один из...
. Вопрос о братстве, или родстве, о причинах небратского, неродственного, т. е. немирного, состояния мира и о средствах к восстановлению родства

Вопрос о братстве, или родстве, о причинах небратского, неродственного, т. е. немирного, состояния мира и о средствах к восстановлению родства

Николай Федоров

Современники называли Николая Федорова «московским Сократом», лучшие умы эпохи – Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский – считали его гением. Федоров – автор философского проекта достижения бессмертия для всех живущих и воскрешения мертвых, один из...
. Супраморализм, или Всеобщий синтез (т. е. всеобщее объединение)

Супраморализм, или Всеобщий синтез (т. е. всеобщее объединение)

Николай Федоров

«Супраморализм – это долг к отцам-предкам, воскрешение, как самая высшая и безусловно всеобщая нравственность, нравственность естественная для разумных и чувствующих существ, от исполнения которой, т. е. долга воскрешения, зависит судьба...
. Творение и воссоздавание

Творение и воссоздавание

Николай Федоров

«…Творить мы не можем, а воссоздавать сотворенное не нами, но разрушенное нами или разрушившееся по нашему неведению или по нашей вине – мы должны, иначе мы не будем подобием Творца, и все созданное должно погибнуть, разрушиться…»
. В чем свобода?

В чем свобода?

Николай Федоров

«…Проповедовать рабам слепой силы свободу от разумных существ, обрекать людей на терпимость и рознь, на обоготворение пороков и нелепостей, – вот в чем заключается совершеннолетие для нашего времени!.. Ужели в этом – цель жизни?..»
. Два исторических типа мировоззрений

Два исторических типа мировоззрений

Николай Федоров

«Философия и религия Индии и Германии – пантеизм, то есть такое учение, в котором зло составляет необходимое условие бытия и жизни. Поэтому единственное средство уничтожения зла здесь есть уничтожение самой жизни, самого бытия…»
. Об ограниченности западного «просвещения»

Об ограниченности западного «просвещения»

Николай Федоров

«Познавание всеми в совокупности всей Земли (или земной планеты) в ее целости, а затем и всей природы в ее полноте, то есть осознание природою самой себя через всех людей или всех разумных существ, есть путь для достижения миром этих существ...
. О мировой целесообразности

О мировой целесообразности

Николай Федоров

«…Вопроса о целесообразности не доказать и не решить отвлеченными приемами философии, ресурсами одного мышления. Философия, определяя себя лишь как знание, тем самым признает себя праздным любопытством, из которого ничего не выходит, ни даже...
. Метафизики и агностики

Метафизики и агностики

Николай Федоров

«Что для немцев метафизика, то для англичан и французов агностицизм. Из этого последнего ныне находят возможным выводить целые религиозные системы. То, в чем большинство верующих видит проявление Божественной воли, в том самом позитивисты,...
. Страшный суд философии

Страшный суд философии

Николай Федоров

«…Столь долго ожидаемый христианством Страшный суд наконец наступил! Явился неумолимый лжесудия, в лице кенигсбергского профессора Канта с несколькими судьями или лжесудьями низшего порядка, вроде Контов и Миллей. Европейское и американское...
. Иго Канта

Иго Канта

Николай Федоров

«…Признав временное положение за вечное, признав знание принадлежностью не всех разумных существ, а лишь немногих, Кант не понимал ни знания совершенного, ни дела общего. Он не мог понять, что сила неразумная, мир, как целое, непонятное для...
. О двух «критиках»: городской, мещанской, и сельской, крестьянской

О двух «критиках»: городской, мещанской, и сельской, крестьянской

Николай Федоров

«…Вся «Критика» Канта, отразившая в себе предрассудки одного из городских сословий, осужденного на мышление без действия, не испытывающего гнета природы, удаляющего от себя все, напоминающее о смерти, может быть выражена следующим образом. Она...
. Вариант статьи «Иго Канта»

Вариант статьи «Иго Канта»

Николай Федоров

«Кант – враг дела вообще и общего дела в особенности; он хочет всех связать, все стеснить, поставить в узкие пределы. Религию он заключил в узкую тюрьму, так, что она стала бездельем, обратилась во что-то лишь мысленное, мнимое, то есть в ничто…»
. Кантизм как сущность германизма

Кантизм как сущность германизма

Николай Федоров

«…Вот уже сто лет (1804 – 1904) как Германия силится переступить за пределы, поставленные немецкому разуму Кантом, но безуспешно. Удивительным фактом надо признать уже и тот, что явился философ, сделавший любимым своим занятием постановку всему...
. Знание и дело – о двух разумах и двух сословиях или, вернее, о выделившемся из народа сословии

Знание и дело – о двух разумах и двух сословиях или, вернее, о выделившемся из народа сословии

Николай Федоров

«Немецкая, а с нею вся европейская философия, принявши факт за право, узаконила, даже увековечила в виде «двух разумов» существование двух сословий: ученого класса и народа. Сословный предрассудок самого гордого класса, высшего по самомнению, но...
. О пределах из «вне» и из «внутри»

О пределах из «вне» и из «внутри»

Николай Федоров

«…Вопрос о кончине мира, Вселенной, очевидно, зависит от того, достигнет ли природа, исполняя волю Творца, самосознания и самоуправления или же не достигнет? В последнем случае последует падение, кончина…»
. Что такое постулат практического разума?

Что такое постулат практического разума?

Николай Федоров

«…Постулат есть положение, которое, хотя и не доказано, но принимается (все же) за истину, ввиду теоретических или практических целей, принимается, следовательно, на веру.Но практический разум, требующий признания истинной свободы,...
. Призрачная автономия

Призрачная автономия

Николай Федоров

«…Автономия человека в его теперешнем состоянии не есть ли самая злая из насмешек? Человек – сам себе закон в области мысли; на деле – он раб всякого микроба!…»
. Три разума и единый разум

Три разума и единый разум

Николай Федоров

«В «Критике чистого разума» разум остался верен своему определению, то есть остался при знании без дела, за что и был награжден невежеством. Практический же разум оказался неверен своему определению и потому награжден верою…»
. Критицизм как игра или развлечение

Критицизм как игра или развлечение

Николай Федоров

«…„Критика“ Канта относится к состоянию несовершеннолетия, чего однако сам Кант не сознает. В критике суждения, то есть суждения эстетического, дается следующее определение эстетическому состоянию: „это состояние есть отсутствие практических...
. «Назад к Канту!»

«Назад к Канту!»

Николай Федоров

«Паульсен и другие нынешние немецкие философы, разделяя суеверия Канта, называемые им «критиками», не могут отнестись к нему и к ним критически. Им кажется, что основные мысли Канта «должны указывать путь современному мировоззрению». Конечно, не...
. Кант и евангельское дитя, или Сын человеческий

Кант и евангельское дитя, или Сын человеческий

Николай Федоров

«Славянское племя, признанное Западом за «детственное», за примитивное, живущее и по сие время в родовом быту, то есть (с западной точки зрения) за некультурное, осталось тем, чем были арийцы до разделения на особые народности. Само название...
. Аксиомы Канта как основы его критики

Аксиомы Канта как основы его критики

Николай Федоров

«Признав Бога лишь за идеал, Кант отрекся от заповеди: «будьте совершенны, как Бог отцов». Несовершеннолетие (по Канту) и есть совершенство, в смысле прогресса, который вечно отвергает признанное сегодня хорошим ради завтрашнего, будто бы...
. Почему практический разум не исполнил на деле то, что теоретический разум признал неисполнимым в мысли?

Почему практический разум не исполнил на деле то, что теоретический разум признал неисполнимым в мысли?

Николай Федоров

«…Критику практического разума нельзя считать лишь синтетическим суждением, дающим предикаты доброго и злого, как нельзя и эстетику назвать критикою суждения, рассматривающею красоту и безобразие или судящею о них. Напротив, критика, осудив...
. О категориях Канта

О категориях Канта

Николай Федоров

«Согласно с Аристотелем и вопреки Канту пространство и время нужно возвысить до категорий знания и действия. Делая пространство и время категориями разума, мы и само знание превращаем из отвлеченного в конкретное, не ограничиваемся раскрытием...
. К вопросу о двух разумах

К вопросу о двух разумах

Николай Федоров

«За трансцендентальною аналитикою должна следовать не одна трансцендентальная диалектика (как отрицание разрушенной метафизики с ее умозрениями о Боге, природе и духе, т. е. теология, космология и психология), а с безусловною необходимостью...
. Добавочные мысли к предшествующей статье

Добавочные мысли к предшествующей статье

Николай Федоров

«…Прислужница богатства, трансцендентальная аналитика признает лишь буржуазное, мещанское искусство и угождающее индустриализму естествознание с опытом искусственным. Трансцендентальная диалектика отвергает крестьянское или христианское...
. О соединении двух разумов

О соединении двух разумов

Николай Федоров

«…Вопрос о двух разумах, таким образом, разрешается не умозрительно-пассивно, а активно: соединением всеобщеобязательного образования (в смысле познавания) со всеобще же обязательною воинскою повинностью, долженствующею превратиться из борьбы с...
. Еще к вопросу о двух разумах!..

Еще к вопросу о двух разумах!..

Николай Федоров

«Если даже взять самую трудную часть Кантовой философии, трансцендентальную диалектику, где, как говорит Виндельбанд, критика его обнаружила всю свою энергию, то легко будет показать, что, снявши с нее схоластический наряд и маску глубокомыслия,...
. Идея всемирно-мещанской истории

Идея всемирно-мещанской истории

Николай Федоров

«…Трансцендентальная диалектика, признающая лишь искусственный опыт, а не естественный, не признающая единого совершенного опыта всех разумных существ, относящегося к природе как единому целому, ко всей слепой силе, опыта, через который...
. Идея всемирно-мещанской истории. 2-я статья

Идея всемирно-мещанской истории. 2-я статья

Николай Федоров

«…Результатом действия слепой естественной силы является искусственная городская жизнь; и всемирное государство, если таковое образуется, какую бы форму оно ни приняло, будет переходом от розни (войны) к стеснению, игу. Эта искусственная жизнь,...
. Наследие Канта

Наследие Канта

Николай Федоров

«…На непродуманном признании неизбежности розни основана и «Критика практического разума». Порок розни положен в основу нравственной системы Канта. Этот философ принадлежал к эпохе «просвещенного абсолютизма», он перенес принцип этого...
. В чем заключается всеобщий категорический императив?

В чем заключается всеобщий категорический императив?

Николай Федоров

«Какое требование может быть действительно всеобщим и необходимым для всех разумных существ, то есть категорическим императивом? На такой вопрос должен быть дан самый определенный ответ: «быть разумным, то есть познающим!» Отсюда вытекает...
. По поводу книги В. Кожевникова «Философия чувства и веры»

По поводу книги В. Кожевникова «Философия чувства и веры»

Николай Федоров

«…Мы знали Германию только в возрасте критики и не знали, чем была она до критического периода и чего она не утратила совершенно даже и в эту пору. Почему-то критический период представляется нам не временным, не преходящим. Но ведь и Германия...
. Ложный демократизм Канта

Ложный демократизм Канта

Николай Федоров

«Кант, этот мнимый разрушитель метафизики, потому и был разрушителем мнимым, что не знал иного опыта, как опыты только единичные, отдельные и друг от друга отделенные, искусственные, не знал опыта единого, всеобщего, имеющего быть производимым...
. По поводу взгляда Канта на автономию воли

По поводу взгляда Канта на автономию воли

Николай Федоров

«…По учению Канта автономная воля невозможна в причинной цепи явлений (а ряд поколений есть также цепь явлений); она есть способность начать весь причинный ряд сполна. Следовательно, автономия существует лишь постольку, поскольку существует...
. Моральная казуистика Канта

Моральная казуистика Канта

Николай Федоров

«Позволительно ли убивать, защищая себя или другого?» (можно бы и так сказать: «О личном праве убивать из любви к людям»). «Могу ли я солгать, чтобы спасти себя или другого из затруднительного положения?»
. Панлогизм или иллогизм?

Панлогизм или иллогизм?

Николай Федоров

«Гегелианизм следует назвать не панлогизмом, а иллогизмом, ибо «Логика» Гегеля изображает ход неразумной силы, которая ставит всегда тезисы, выдающие себя за безусловные истины, не будучи ими. Всякий же тезис порождает антитезис, который, по...
. Реформа гегелевой «Логики»

Реформа гегелевой «Логики»

Николай Федоров

«…Таков проект, который мог бы быть выведен из последней части гегелевой «Логики», если бы автор ее глубже задумался над вопросом не только о «жизни», но и о смерти и о вытекающих из него задачах для «познавания» и о соответствующем последним...
. Философ-чиновник

Философ-чиновник

Николай Федоров

«Гегель, можно сказать, родился в мундире. Его предки были чиновники в мундирах, чиновники в рясах, чиновники без мундиров – учителя, а отчасти, хотя и ремесленники, но тоже – цеховые. Все это отразилось на его философии…»
. Супраморализм и гегелианизм

Супраморализм и гегелианизм

Николай Федоров

«Супраморализм, как истинное христианство, требуя объединения разумных существ для обращения силы умерщвляющей в оживляющую, возвращающую «теням» плоть и кровь, – супраморализм превращает ад в рай…»
. Последний философ-«мыслитель»

Последний философ-«мыслитель»

Николай Федоров

«Гегель – самый искренний, высший и последний философ, мыслитель по преимуществу, воистину – именно мыслитель. Дальше в области отвлеченного, всепоглощающего мышления, идеализирования реального идти уже некуда. После него мысль должна [или...
. По поводу Шопенгауэра

По поводу Шопенгауэра

Николай Федоров

«Три положения, в которых Шопенгауэр, подведший итоги западной рационалистической философии, указал, где именно должно искать наиболее полную истину, – эти три положения суть те самые, откуда вышла вся западная рационалистическая философия с ее...
. О Гамане

О Гамане

Николай Федоров

«В Гамане корень того направления, с которым мы вынуждены, вернее, добровольно должны бороться в настоящее время, чтобы приобрести самобытность мысли, чтобы освободиться от умственного ига, созданного подражанием и усвоением философских начал,...
. Гаман и «просвещение» XVIII века

Гаман и «просвещение» XVIII века

Николай Федоров

«Говоря о Гамановом метафорическом воскрешении, мы отнюдь не можем поставить этого «прекраснодушного» немецкого мыслителя выше современных ему французских «философов» так называемого «Просвещения», противником которых он имел смелость быть. Для...
. О Якоби

О Якоби

Николай Федоров

«Если специальная история философии отводит Якоби лишь второстепенное место, то это потому, что сама философия в действительно всемирной, всесторонней истории не занимает первого места. И когда Якоби признает в Фихте «Мессию философии», то есть...
. «Я» и «Не-Я» с точки зрения философской и человеческой

«Я» и «Не-Я» с точки зрения философской и человеческой

Николай Федоров

«…Суждения и Шеллинга, и его противника Якоби суть суждения блудных сынов, отделившихся от отцов; они не знают разницы между «другими», «родными Я» и чужими «Не-Я», воплощениями слепой, смертоносной силы, потому что для них вне себя все есть...
. О неокантианцах

О неокантианцах

Николай Федоров

«Если из кантовых «Критик», имевших целью положить конец метафизике, вышли тем не менее чисто метафизические системы Шеллинга, Гегеля и Шопенгауэра, то и из неокантизма, критицизма, заменившего трансцендентальный идеализм идеализмом критическим...
. Философ черного царства (Новой Германии)

Философ черного царства (Новой Германии)

Николай Федоров

«Философ борьбы, истребления всего слабого для выработки нового типа «сверхчеловека», это философ, который хочет убить христианство, но против воли убивает только буддизм. Для философа Черного Царства, или для Черного Пророка, Антихрист...
. К статье «Философ черного царства»

К статье «Философ черного царства»

Николай Федоров

«В безумном бреде Ницше можно вычитать нечто великое. В первом произведении его, как последователя Шопенгауэра, можно обнаружить злую сатиру на прославленного пессимиста. Шопенгауэровскую волю, вернее – похоть Ницше заменяет вакхическим началом,...
. Черный пророк и черный царь

Черный пророк и черный царь

Николай Федоров

«…нет ли исторической связи между ходом развития мысли Черного Философа и современными ему мрачными событиями, когда Вселенский Собор объявил папу непогрешимым, а франко-прусская война лишила его светской власти, когда Германия, также стремясь к...
. Как возник «Заратуштра»?

Как возник «Заратуштра»?

Николай Федоров

«Заратуштра» – глубоко индивидуальное произведение; это история внутренней жизни автора, его дружбы, его идеала. И над всем этим господствует и все освещает изображение его наивысших надежд и конечной цели…»
. Позитивистический момент в развитии Ницше

Позитивистический момент в развитии Ницше

Николай Федоров

«Нашему эпизоду 90-х годов о «Не-делании» Толстого, возникшему в противоположность позитивистической защите бесцельного труда или делания Эмилем Золя соответствует в Германии 70-х годов разрыв Фридриха Ницше с учением Шопенгауэра и с эстетикой...
. Конец философии

Конец философии

Николай Федоров

«Безусловность кончины мира, трагической его гибели или же бесконечное множество кончин мира (если допустить предположение «вечных возвратов») – вот исход учения чтителя Антихриста Ницше, заставляющего Заратуштру проповедовать «благо войны»…
. Бесчисленные невольные возвраты или единый, сознательный и добровольный возврат?

Бесчисленные невольные возвраты или единый, сознательный и добровольный возврат?

Николай Федоров

«Мир, понимаемый по Шопенгауэру как воля (к бытию), а в действительности остающийся неволею (к смерти), а потому мир как представление (неволя к смерти) должен стать проектом возвращения к бытию. Мир, понимаемый по Ницше как воля, стремящаяся к...
. Произвол – творец учения о невольных возвратах

Произвол – творец учения о невольных возвратах

Николай Федоров

«Есть два рода невольных, бессознательных возвратов. В одном не допускается никаких изменений; в другом, к которому следует отнести и ницшеанский (современный Ницше), допускаются и даже требуются изменения для создания экземпляров человеческой...
. Шляхтич-философ

Шляхтич-философ

Николай Федоров

«…Великая заслуга Ницше состоит в том, что он зовет к переходу за пределы добра и зла. Ошибка же его заключается в том, что вместо древа жизни он насаждал за этими пределами древо смерти…»
. Лакейский аристократизм

Лакейский аристократизм

Николай Федоров

«Говоря о бесконечных пассивных, бессознательных «возвратах», а не о едином, активном, сознательном возвращении – воскрешении – не верх ли непоследовательности, нелепости и нелогичности изречь, как заставляет Ницше своего Заратуштру, следующее...
. Сверхчеловечество как порок и как добродетель

Сверхчеловечество как порок и как добродетель

Николай Федоров

«Сверхчеловечество может быть и величайшим пороком, и величайшею добродетелью. Оно безусловный порок сатанинского происхождения, когда состоит в превозношении одного или нескольких лиц над себе подобными, то есть над отцами и братьями. Оно...
. Бессмертие как привилегия сверхчеловеков

Бессмертие как привилегия сверхчеловеков

Николай Федоров

«…Сверхчеловечество бессмертное, в соловьевском смысле, как превозношение над своими предками и отцами и современниками или братьями, гораздо более безнравственно, чем превозношение богатством и властью, какое мы видим в нашей немифической,...
. Нравственность – не барство и не рабство, а родство

Нравственность – не барство и не рабство, а родство

Николай Федоров

«…Нравственность – не барство, не рабство, а родство! Но пока не будет последнего, будут два первых, будут в разных видах и барство, и рабство! Нравственность должна быть ни утверждением того и другого, то есть ницшеанством, ни отрицанием их, то...
. Сверхчеловек – недоросль

Сверхчеловек – недоросль

Николай Федоров

«…Определив личность Ницше как эстета (а он сам придает больше значения личности, чем учению!), легко понять странность его эстетических оценок. Он знает лишь зрелища, изображения, картинки, подобия. Отсюда – его восхищение трагической гибелью…»
. Последний философ

Последний философ

Николай Федоров

«Ницше – философ поры полного вырождения, началом коего явилась философия, поставившая «во главу угла» мудрости правило «познай самого себя», то есть «знай только себя!». Последний философ показывает нам последних людей, переутомленных...
. О нравственности и мистицизме у Ницше

О нравственности и мистицизме у Ницше

Николай Федоров

«Существенный недостаток Ницше – фрагментарность, афористичность его философии, отсутствие в ней цельности. Отсюда – и ряд противоречий, антиномий, до такой степени, что вся его философия становится вопросом…»
. «По ту сторону добра и зла»

«По ту сторону добра и зла»

Николай Федоров

«Величавое заглавие «По ту сторону добра и зла», конечно, лишь по ошибке поставлено автором, который совсем не знает дороги за границу нынешнего жалкого добра и очень большого зла. Изгнав первое и усилив последнее, он нашел полное удовлетворение…»
. Недосказанное в этике «сверхчеловека»

Недосказанное в этике «сверхчеловека»

Николай Федоров

«Насколько можно разобраться в многосложных, болтливых афоризмах Ницше, наши добродетели приравниваются к глупостям со ссылкою на русскую пословицу: «прост до глупости». Конечно, такое отождествление и возможно, и не ново: отождествлялся же ум с...
. Христианство против ницшеанства

Христианство против ницшеанства

Николай Федоров

«Философия Ницше требует уже необходимо как реакция против себя христианства активного, объединения для воскрешения на место того, чтобы «идти с трагическим пониманием (совершающегося) навстречу грядущей гибели». Ницше – философ или, по его...
. По ту сторону сострадания, или Смех сверхчеловека

По ту сторону сострадания, или Смех сверхчеловека

Николай Федоров

«Всякое звено в канате (по-балаганному остроумничает Ницше) протянуто от животного к сверхчеловеку; всякое живое существо, ощущая боль и отвращение к себе, упраздняет себя и производит сверхчеловека, который в свою очередь повторяет этот...
. Властолюбие или отцелюбие?

Властолюбие или отцелюбие?

Николай Федоров

«Придавши произволу в мире «сверхчеловека» безусловное значение, ясновельможному пану Ницше уже легко возводить в истину (которую, впрочем, он не признает) все то, что ему нравится, и отвергать то, что ему не по вкусу. Понравилось ему...
. О «чрезмерности» и недостаточности истории

О «чрезмерности» и недостаточности истории

Николай Федоров

«…Если у сынов есть любовь к отцам, разве могут быть достаточными для них бледные воспоминания об отцах? а если эти воспоминания в действительности, к стыду нашему, бледны, отрывочны, неполны, то о какой чрезмерности истории может быть речь?…»
. Мыслитель-«ученый», «слишком ученый», то есть ученый-филистер

Мыслитель-«ученый», «слишком ученый», то есть ученый-филистер

Николай Федоров

«…Только по непониманию истории как жизни он может говорить о вреде истории, о «чрезмерности» ее; тогда как наоборот, мы должны бы винить себя в забывчивости, обратившей нас в бродяг, не помнящих родства и лишившихся цели, которая могла бы...
. «Чрезмерность» или недостаточность истории?

«Чрезмерность» или недостаточность истории?

Николай Федоров

«…Откуда такое, в ужас приводящее заблуждение? Причина его – в забвении того, что Настоящее – это все сыны и дочери, а Прошедшее – отцы и матери. Вот главная причина заблуждения…»
. Мысли об эстетике Ницше

Мысли об эстетике Ницше

Николай Федоров

«Для Ницше, как ученого, история есть книжка, а не дело, не жизнь; точно так же Ницше, как художнику, известно лишь или мертвое подобие пластических искусств, или только звук и его сочетания, без дела ими вызываемого, ими руководимого…»
. Философия одурманивания

Философия одурманивания

Николай Федоров

«…Есть разные виды опьянения: у одних оно выражается в слезах, у других – в смехе, у третьих – в разрушении. К последнему типу принадлежит и Ницше: «он представляет трагического мыслителя, живущего среди цивилизации сократовского типа», по...
. Трагическое и вакхическое у Шопенгауэра и Ницше

Трагическое и вакхическое у Шопенгауэра и Ницше

Николай Федоров

«…Если мир как похоть достиг самоопределения, то он не мог остаться созерцанием такого безобразия, каковы смерть и разрушение, а должен был стать проектом воскрешения. Если же мир обрел бы голос (в области музыки) для выражения своих...
. Об объединении искусств

Об объединении искусств

Николай Федоров

«Идейная живопись и программная музыка хотят отвлеченные мысли изображать, рисовать и выражать первые – красками, а вторые – звуками; символическая же поэзия хочет, чтобы и само «слово действовало не своим содержанием, а звуками…»
. Жизнь как опьянение или как отрезвление

Жизнь как опьянение или как отрезвление

Николай Федоров

«Если в основу жизни мира положить опьянение, то такой мир будет миром падения. Конечно, и войну, и папскую непогрешимость можно также производить от опьянения, одурманивания, омрачения разума. Высшею же степенью опьянения можно объяснить и...
. Мировая трагедия

Мировая трагедия

Николай Федоров

«…Все языческие религии, философские системы и художественные произведения были проявлением опьянения, обмана, блуждания. Если опьянение лежало в основе, то аполлоновские образы не были действительностию. Гуманизм, скрывавший от себя умирание и...
. Что значит «стать самим собою»?

Что значит «стать самим собою»?

Николай Федоров

«…Вся древняя философия была таким блужданием и пришла к полному отрицанию истины, когда Пилат, задав вопрос «что есть истина», не стал даже дожидаться ответа, потому что уже заранее был твердо убежден, что никакой истины нет. Европейская новая...
. Блудный сын философии

Блудный сын философии

Николай Федоров

«…Признав себя сынами, люди уже признали отцов и не могли не признать их. Так даже помимо желания является сознание родства, единения; но это единение еще без любви; оно природное, но еще не нравственное…»
. Рождение или воссоздание?

Рождение или воссоздание?

Николай Федоров

«…Половое чувство есть выражение перехода организма от роста и развития к воспроизведению, к созданию существа, подобного себе во всех частях и частицах. Но что будет, если обратить в сознательное действие этот переход, понимаемый как повторение...
. «Amor fati» или «Odium fati»?

«Amor fati» или «Odium fati»?

Николай Федоров

…«Клянусь Вам (писал пророк Ницше Брандесу 20 ноября 1888 г.), что через два года вся Земля будет в судорогах! Я – нечто роковое!» Такое ничтожество, как Ницше, бьет всех потому только, что они – еще ничтожнее его!..»
. Сын, человек и их синтез – Сын человеческий

Сын, человек и их синтез – Сын человеческий

Николай Федоров

«До христианства не было Сына Человеческого, как и не было братства, в его истинном, всечеловеческом смысле, а были лишь «сыны Сима, Иафета», «сыны Израиля», «сыны Геллена». Только одним детям не было известно различение людей по отечеству, хотя...
. Ни эгоизм, ни альтруизм, а родство!

Ни эгоизм, ни альтруизм, а родство!

Николай Федоров

«…Нынешний человеческий род не имеет такого многоединства именно потому, что внешняя сила не только не подчинена ему, но наоборот она владеет им, возбуждая в нем борьбу, а чрез нее – рознь, рабство и господство. При таком (нынешнем) положении...
. Непорочность физическая и нравственная – непременное условие бессмертия

Непорочность физическая и нравственная – непременное условие бессмертия

Николай Федоров

«Прежде чем говорить о воскрешении, нужно твердо установить, что воскрешение невозможно при существовании пороков, невежества и всяких бедствий, как следствий зависимости человека от слепых сил природы; точно так же как и смерть невозможна при...
. Жить ни для себя, ни для других – отрицание и альтруизма, и эгоизма

Жить ни для себя, ни для других – отрицание и альтруизма, и эгоизма

Николай Федоров

«…Почему воинская повинность признается обязательною, почти не вызывая споров, тогда как обязательность образования вызывает постоянные споры? И Лесков сознается, что он отстоял русский народ от школьной повинности, хотя и сам не знает, хорошо...
. О смертности

О смертности

Николай Федоров

«…Сознавать свою смертность значит сознавать каждому общую причину своих частных, личных бедствий; а только тот и может быть назван разумным существом и сыном человеческим, кто знает действительную, общую со всеми другими сынами человеческими...
. О великом будущем семьи и ничтожном будущем нынешнего «общественного» дела

О великом будущем семьи и ничтожном будущем нынешнего «общественного» дела

Николай Федоров

«Семья падает, распадается; сынам и дочерям жизнь семейная кажется слишком узкою; они и оне жаждут жизни общественной, полагая, что требования гражданина выше долга, который обязаны исполнить сыны и дочери; они и оне полагают, что нужно забыть...
. Конец сиротства; безграничное родство

Конец сиротства; безграничное родство

Николай Федоров

«…Знанием вещества и его сил восстановленные прошедшие поколения, способные уже воссозидать свое тело из элементарных стихий, населят миры и уничтожат их рознь… Тогда воистину взыграет солнце, что и теперь народ думает видеть в пасхальное утро...
. К университетской или новофарисейской нравственности

К университетской или новофарисейской нравственности

Николай Федоров

«Фарисей в евангельской притче, указав в своей краткой, но многосодержательной молитве на то, что он делает и чего не делает, исчислил однако не все свои добродетели. Если собрать все, что сказано в Евангелии о фарисеях, то получилась бы очень...
. Что такое «интеллигенты», т. е. ходящие новым или нынешним путем?

Что такое «интеллигенты», т. е. ходящие новым или нынешним путем?

Николай Федоров

«Это те, у которых поворачивается язык сказать: «На что нужно возвращение жизни тем, которых мы вытесняем, или коих мы, живущие, пережили?» Это те, которые по своему полному бездушию тот же вопрос предлагают и о своих отцах; это те, которые,...
. Мефистофель как выразитель «светской культуры»

Мефистофель как выразитель «светской культуры»

Николай Федоров

«…Вся философия XVIII века была лишь освобождением от «суеверий», и Франция в этом смысле была освободительницею Германии; а потому, если Фауст – немец, то Мефистофель – француз, хотя и родившийся в Англии (как известно, научившей Францию...
. Одно из противоречий «сынов века сего»

Одно из противоречий «сынов века сего»

Николай Федоров

«…Предшествовавшие поколения созерцали Бога и природу лицом к лицу; мы же хотим видеть их только очами предшественников. Почему бы и нам не ставить себя в непосредственное отношение ко Вселенной и ее Творцу?…»
. Живое и мертвенное восприятие истории

Живое и мертвенное восприятие истории

Николай Федоров

«…Определение истории как только мысленного воспроизведения прошедшего доказывает, что у дающих такое определение есть только мысль да воображение, а чувство и воля здесь ни при чем. Не допускающие действительного, живого воспроизведения...
. Отношение торгово-промышленной «цивилизации» к памятникам прошлого

Отношение торгово-промышленной «цивилизации» к памятникам прошлого

Николай Федоров

«Вопрос о сохранении памятников зависит от уяснения вопроса о причинах разрушения их. Равнодушие одних, хищничество других еще не разъясняет самой сущности этого вопроса. Цивилизация, как культура промышленно-торговая, решительно не терпит памятников…»
. О начале и конце истории

О начале и конце истории

Николай Федоров

«…Если смотреть на историю как на воспитание рода человеческого, она, разумеется, должна окончиться; но этот конец есть лишь выход из школы или переход от знания к делу, от несовершеннолетия к совершеннолетию…»
. Где начало истории?

Где начало истории?

Николай Федоров

«…Но если история борьбы не может быть началом, то она не может быть и концом. Уже при самом начале борьбы, описываемой светским историком, становится исторически известною Византия, Новый Илион, будущий Константинополь и Второй Рим, предтеча...
. Что такое русско-всемирная и всемирно-русская история?

Что такое русско-всемирная и всемирно-русская история?

Николай Федоров

«Какое различие между русско-всемирной историей и всемирно-русскою? Первая есть лишь путь, коим достигается вторая. Русско-всемирная история указывает на жертвы, которые приносила Россия для объединения мира. Защищая Запад от кочевого Востока,...
. Русская история – международная история

Русская история – международная история

Николай Федоров

«…Русская история в буквальном и внутреннем смысле слова – «международная» в силу географического и исторического положения России между враждебными друг другу Востоком и Западом, которых она старалась либо умиротворить, либо защитить, либо примирить…»
. К спору о трех Римах

К спору о трех Римах

Николай Федоров

«Замечательно, что западники, да и не они одни, знать не хотят и не признают Москвы Третьим Римом, а старый Рим весьма часто называют «Вечным городом», то есть признают лишь Первый Рим и твердо уверены, что не только Третьему, но и Второму не быть…»
. Искусство, его смысл и значение

Искусство, его смысл и значение

Николай Федоров

«Большинство культурных людей, по-видимому, пришло к тому заключению, что жизнь не имеет никакого серьезного значения, никакого смысла. Вследствие этого убеждения так легко рискуют и собственною жизнью и жизнью других; вследствие этого такое...
. Наука и искусство

Наука и искусство

Николай Федоров

«Наука, с детской точки зрения, с точки зрения сынов человеческих, есть вопрос о причинах неродственных, небратских отношений между людьми и о неродственном отношении к нам природы, умерщвляющей нас. Искусство будет состоять в объединении сынов...
. Как началось искусство, чем оно стало и чем должно оно быть?

Как началось искусство, чем оно стало и чем должно оно быть?

Николай Федоров

«Разрешение вопроса, «чем должно быть искусство», будет разрешением противоречия между разумным существом и слепою силою естества, разрешением самого ненормального отношения между человеком и природою, разрешением вопроса о подчиненности...
. Искусство подобий (мнимого художественного восстановления) и искусство действительности (действительное воскрешение)

Искусство подобий (мнимого художественного восстановления) и искусство действительности (действительное воскрешение)

Николай Федоров

«Искусство как подобие – подобие всему, что на небе и на земле – есть воспроизведение мира в том виде, как он представляется внешним чувствам; оно есть воспроизведение неба и земли, но неба и земли не как выражения Божественной воли, а как...
. Коперниканское искусство

Коперниканское искусство

Николай Федоров

«…Нынешняя Вселенная стала слепою, идет к разрушению, к хаосу потому, что человек, поверив сатане, осудил себя на знание без действия, что и обратило древо знания в древо крестное; древо же крестное, всех привлекая, объединяет всех в обращении...
. Как может быть разрешено противоречие между наукою и искусством?

Как может быть разрешено противоречие между наукою и искусством?

Николай Федоров

«…Соединяя все искусства в архитектуре, в лице ее совершеннейшего создания – в храме как изображении кажущегося мироздания, а все науки, все знания соединив в астрономии, отрицающей кажущееся мироздание и обнимающей Землю со всеми ее обитателями...
. Авторское право и авторская обязанность, или долг

Авторское право и авторская обязанность, или долг

Николай Федоров

«Наша самодержавная власть, в видах народного просвещения, сочла своим долгом обложить писателей налогом в двенадцать экземпляров. И этот налог не считается у нас тяжелым, несмотря на то, что значительно превышает такие же налоги других...
. Плата за цитаты, или Великая будущность литературной собственности, литературного товара и авторского права

Плата за цитаты, или Великая будущность литературной собственности, литературного товара и авторского права

Николай Федоров

«Сочувствуя даже алчности французских писателей, мы из благоговения к великой французской нации не только готовы уплачивать за переводы произведений великодушно-бескорыстного французского гения, но, принимая за великую честь такое предложение, с...
. Возможно ли братство? При каких условиях оно возможно и что для этого нужно?

Возможно ли братство? При каких условиях оно возможно и что для этого нужно?

Николай Федоров

«…По-видимому, Толстой только с того времени, когда узнал об учении о воскрешении, стал отрицать самое существование смерти или же находить ее хорошею. И действительно, необходимость – особенно нравственная – воскрешения так неизбежна, так...
. Сочинения в 2 ч. Часть 2. Философия общего дела. Статьи, письма 2-е изд., испр. и доп

Сочинения в 2 ч. Часть 2. Философия общего дела. Статьи, письма 2-е изд., испр. и доп

Николай Федоров

Настоящее издание сочинений Н. Ф. Федорова, оригинального мыслителя-энциклопедиста и утописта, основателя «космического» направления в русской научно-философской мысли, состоит из двух частей. В первую часть вошли произведения из первого тома...
. Сочинения в 2 ч. Часть 1. Философия общего дела

Сочинения в 2 ч. Часть 1. Философия общего дела

Николай Федоров

Настоящее издание сочинений Н. Ф. Федорова, оригинального мыслителя-энциклопедиста и утописта, основателя «космического» направления в русской научно-философской мысли, состоит из двух частей. В первую часть вошли произведения из первого тома...
. Вопрос о братстве. С комментариями и объяснениями

Вопрос о братстве. С комментариями и объяснениями

Николай Федоров

Николай Федорович Федоров – русский философ, которым восхищались его современники, а потомки назвали «московским Сократом». Он утверждал, что «всякая философия несостоятельна, когда она есть мысль без дела», был убежден, что причиной розни людей...

Оставайтесь на связи

Будьте в курсе новостей о выходящих книгах, подпишитесь на нашу еженедельную рассылку:
© 2011-2024. Your Lib. All Rights Reserved.