критика

Иннокентий Анненский. Умирающий Тургенев

Умирающий Тургенев

Иннокентий Анненский

«– Мне стоит назвать это имя, – и туман, который там, за мною, непременно хоть на минуту да посветлеет и расступится… Чаще всего вспомню я тогда теплое, почти нежное утро, но будто это уже осенью, – а я стою на черном и мягком скате Обводного...
Иннокентий Анненский. Три социальных драмы

Три социальных драмы

Иннокентий Анненский

«История новой русской драмы, если можно говорить об истории русской драмы вообще, открывается произведением, которому суждено было и в свое время, да и теперь стоять совершенно особняком. Это «Горькая судьбина» Писемского. Пьеса до крайности...
Иннокентий Анненский. Драма настроения

Драма настроения

Иннокентий Анненский

«Что это такое? Сцена это или литература? Малеванная декорация или художественная школа? Штрихи, набросанные на канву, чтобы быстрая игла протянула по ним цветные нити и потом сплела эти нити в кресты, а кресты в цветы? Или здесь все уже дано...
Иннокентий Анненский. Бальмонт-лирик

Бальмонт-лирик

Иннокентий Анненский

«Среди многообразных особенностей или, может быть, недоразвитостей, а иногда и искажений нашей духовной природы, которыми мы обязаны русской истории, меня всегда занимала одна – узость нашего взгляда на слово. Нас и до сих пор еще несколько...
Иннокентий Анненский. Изнанка поэзии

Изнанка поэзии

Иннокентий Анненский

«Кроме подневольного участия в жизни, каждый из нас имеет с нею, жизнью, лично свое, чисто мечтательное общение. Но здесь распоряжается уже не жизнь, а мы, ее невольники. Здесь уже мы, хотя и молча, хотя и лежа, но можем натешиться над нею...
Иннокентий Анненский. Белый экстаз

Белый экстаз

Иннокентий Анненский

«Между тургеневскими девушками есть три, которые стоят особняком. Чистые, сосредоточенные и одинокие, они странно похожи на статуи. И точно, каждая из них, пережив лихорадочно-сумбурную ночь экстазов и обид, с рассветом вернулась на свой цоколь,...
Иннокентий Анненский. Иуда

Иуда

Иннокентий Анненский

«Леонид Андреев принадлежит к поколению, воспитанному на Достоевском. Не на том Достоевском, которого когда-то ссылали в Сибирь, а потом держал в кабале Катков и на которого можно было сердиться за «Бесов» или «Дневник писателя», – а на другом,...
Иннокентий Анненский. Гейне прикованный

Гейне прикованный

Иннокентий Анненский

«Когда при мне скажут «Гейне», то из яркого и пестрого плаща, который оставил нам, умирая, этот поэт-гладиатор, мне не вспоминаются ни его звезды, ни цветы, ни блестки, а лишь странный узор его бурой каймы и на ней следы последней арены…»
Иннокентий Анненский. Проблема Гамлета

Проблема Гамлета

Иннокентий Анненский

«Есть проблемы-капризы, которые, возникнув перед нами, тотчас же притягивают к себе нашу мысль и держат ее плотно, не отпуская. Они похожи на выпавшее из своей ячейки и почему-то совершенно необходимое нам именно в данную минуту имя, которое мы...
Иннокентий Анненский. Бранд-Ибсен

Бранд-Ибсен

Иннокентий Анненский

«Во всяком подневольном сообществе, будь то государство или каторжная тюрьма, – неизбежны и свои властолюбцы. У властолюбия, кроме профессионалов, бывают и дилетанты, бывают непризнанные гении, неудачники, а нередко и жертвы. История насчитывает...
Иннокентий Анненский. Искусство мысли

Искусство мысли

Иннокентий Анненский

«Метафора расцвета как-то вообще мало вяжется с именами русских писателей. Да и в самом деле, кто скажет, что Лермонтов или Гаршин ушли, не достигнув расцвета, или о восьмидесятилетнем Льве Толстом, что он его пережил? Все наше лучшее росло от...
Иннокентий Анненский. Что такое поэзия?

Что такое поэзия?

Иннокентий Анненский

«Этого я не знаю. Но если бы я и знал, что такое поэзия (ты простишь мне, неясная тень, этот плагиат!), то не сумел бы выразить своего знания или, наконец, даже подобрав и сложив подходящие слова, все равно никем бы не был понят. Вообще есть...
Иннокентий Анненский. О формах фантастического у Гоголя

О формах фантастического у Гоголя

Иннокентий Анненский

«Я буду иметь честь говорить присутствующим о формах фантастического у Гоголя. Гоголь – реалист и сам по себе и как глава целой школы реалистов, шедших непосредственно по его стопам: Достоевского, Писемского, Островского. Покажется поэтому...
Иннокентий Анненский. Художественный идеализм Гоголя

Художественный идеализм Гоголя

Иннокентий Анненский

«Сегодня день смерти Гоголя. Последняя страница его жизни так загадочна и страшна и умирание великого писателя было столь тяжко, что нужно некоторое усилие воли, чтобы настроить себя на праздничный лад, оттолкнув от себя картины, которые...
Иннокентий Анненский. Эстетика «Мертвых душ» и ее наследье

Эстетика «Мертвых душ» и ее наследье

Иннокентий Анненский

«На низком и глубоком стуле сидит похудевший донельзя человек; на нем халатик и трогательно смятая вокруг тонкой шеи белая сорочка, с которой как бы не сошел еще отпечаток мучительной ночи. Сидит он, немного подавшись вперед, и смотрит прямо...
Иннокентий Анненский. Речь о Достоевском

Речь о Достоевском

Иннокентий Анненский

«Господа! Вы прослушали сегодня несколько, очень немного правда, избранных страниц из написанного Достоевским. Я нимало не сомневаюсь, что придет время, когда вы перечитаете гораздо больше страниц из его сочинений, когда над многими страницами...
Иннокентий Анненский. Достоевский

Достоевский

Иннокентий Анненский

«Я помню Достоевского в его последние годы. Много народу бегало к нему тогда в Кузнечный переулок, точь-в-точь как еще недавно досужие велосипедисты разыскивали на Аутке Чехова, как ездят и теперь то в Ясную Поляну, то к Кронштадтскому...
Иннокентий Анненский. Об эстетическом отношении Лермонтова к природе

Об эстетическом отношении Лермонтова к природе

Иннокентий Анненский

«Милостивые государи! Речь моя посвящена памяти Лермонтова. На школе лежит долг хранить и поддерживать память о родных поэта. Неблагодарность есть недостаток самосознания. Для русской школы имя Лермонтова не только одно из немногих классических...
Иннокентий Анненский. Гончаров и его Обломов

Гончаров и его Обломов

Иннокентий Анненский

«Перед нами девять увесистых томов (1886–1889), в сумме более 3500 страниц, целая маленькая библиотека, написанная Иваном Александровичем Гончаровым. В этих девяти томах нет ни писем, ни набросков, ни стишков, ни начал без конца или концов без...
Иннокентий Анненский. А. Н. Майков и педагогическое значение его поэзии

А. Н. Майков и педагогическое значение его поэзии

Иннокентий Анненский

«Результаты пятидесяти пяти лет поэтической деятельности Аполлона Николаевича Майкова были тщательно просмотрены, классифицированы и профильтрованы самим поэтом в 1893 г., в шестом издании его сочинений. Их набралось на три небольших, но...
Иннокентий Анненский. Пушкин и Царское Село

Пушкин и Царское Село

Иннокентий Анненский

«Сто лет тому назад в Москве на Немецкой улице родился человек, которому суждено было прославить свою родину и стать ее славой. Бог дал ему горячее и смелое сердце и дивный дар мелодией слов сладко волновать сердца. Жребий судил ему короткую и...
Иннокентий Анненский. Театр Леонида Андреева

Театр Леонида Андреева

Иннокентий Анненский

«Опять три сестры на сцене. Но на этот раз уже не чеховские. Те были барышни высокой души и чарующей нежности, а эти – черствые и злые мещанки. Те озаряли, а с этими страшно. Те были воздушные, а эти – Анфиса с сестрами – снедаемы темными...
Иннокентий Анненский. О современном лиризме

О современном лиризме

Иннокентий Анненский

«Жасминовые тирсы наших первых менад примахались быстро. Они давно уже опущены и – по всей линии. Отошли и иноземные уставщики оргий. Один Малларме – умер, и теперь имя его, почти классическое, никого уже не пугает. А другой – Маврикий Метерлинк...
Иннокентий Анненский. Трагедия Ипполита и Федры

Трагедия Ипполита и Федры

Иннокентий Анненский

«В 428 г. до р. Хр. на афинскую сцену был поставлен второй «Ипполит» Еврипида. Это была одна из тех увенчанных, но чисто аттических пьес, эстетическое влияние которых не перешло за грань античного мира. Драмой значения всемирно-исторического...
Иннокентий Анненский. Генрих Гейне и мы

Генрих Гейне и мы

Иннокентий Анненский

«Лет шесть тому назад в Париже на кладбище Монмартра можно было еще видеть серую плиту. На ней стояло только два слова «Henri Heine». Всего два, и то иностранных, слова над останками немецкого поэта; два слова, оставленные стоять в течение целых...
Иннокентий Анненский. Леконт де Лиль и его «Эринии»

Леконт де Лиль и его «Эринии»

Иннокентий Анненский

«В Люксембургском саду, в Париже, вот уже десять лет красуется статуя Леконта де Лиль, а между тем не прошло и пятнадцати со дня его смерти. Очень знаменательный факт, особенно ввиду того, что поэт никогда не был популярен даже между парижан…»
Иннокентий Анненский. Полное собрание сочинений А. Н. Майкова

Полное собрание сочинений А. Н. Майкова

Иннокентий Анненский

«Предыдущее издание было на рассмотрении Ученого Комитета (15 ноября 1893 <г.> за № 1195) и было „рекомендовано для фундаментальных и ученических, старшего возраста, библиотек средних учебных заведений и для награды учащимся в мужских...
Иннокентий Анненский. Неизвестный Анненский

Неизвестный Анненский

Иннокентий Анненский

«И. Ф. Анненский – поэт, переводчик, критик, филолог-классик, педагог. Наиболее плодотворными в творческом отношении для Анненского стали годы утверждения символизма на русской почве: в 1901 и 1902 годах вышли в свет две его лирические трагедии...
Иннокентий Анненский. Античная трагедия

Античная трагедия

Иннокентий Анненский

«Жаркий август, и час дня. По пыльным улицам и скучным бульварам, среди безобразных вывесок и реклам торгового рода один за другим катятся легкие экипажи. Быстро скользят вагоны электрического трама, где площадки пестреют от лент и цветов на...
В. Г. Белинский. О жизни и произведениях сира Вальтера Скотта. Сочинение Аллана Каннингама…

О жизни и произведениях сира Вальтера Скотта. Сочинение Аллана Каннингама…

В. Г. Белинский

«…Теперь о самой книге. Она довольно интересна, как все книги, даже посредственные, в которых содержатся какие-нибудь подробности о жизни великого человека. Но книга все-таки посредственна, потому что г. Аллан Каннингам человек очень недальный в...
Иннокентий Анненский. Три школьных издания Софоклова «Эдипа Царя»

Три школьных издания Софоклова «Эдипа Царя»

Иннокентий Анненский

«Царь Эдипъ» – одна изъ лучшихъ греческихъ трагедій вообще, а для школы она представляется особо цѣнною. Античная сцена едва-ли служила когда-нибудь ареной для произведенія болѣе величественнаго. Трудно найдти драму, гдѣ бы дѣйствіе проводилось...
Иннокентий Анненский. Сочинения гр. А. К. Толстого как педагогический материал. Часть первая. Лирика

Сочинения гр. А. К. Толстого как педагогический материал. Часть первая. Лирика

Иннокентий Анненский

«Немногим из русских поэтов, может быть, немногим из поэтов вообще, пришлось расти, воспитываться и развивать свой талант при таких благоприятных условиях как покойному гр. А. К. Толстому. В своем известном автобиографическом письме к...
Иннокентий Анненский. Сочинения гр. А. К. Толстого как педагогический материал. Часть вторая. Эпические мотивы

Сочинения гр. А. К. Толстого как педагогический материал. Часть вторая. Эпические мотивы

Иннокентий Анненский

«Лирика обладает одним несомненным преимуществом перед другими родами поэзии: она лучше всего освещает нам личный мир поэта, ту сферу, которую выделяет для него в широком Божьем мире его темперамент, обстановка, симпатии, верования; она...
Иннокентий Анненский. Стихотворения Я. П. Полонского как педагогический материал

Стихотворения Я. П. Полонского как педагогический материал

Иннокентий Анненский

«Дети воспитываются на поэзии, и именно на родной поэзии. С первых шагов обучения, часто даже раньше, когда ребенок и читать еще не умеет, он слышит и повторяет строчки песни: эти строчки пленяют его своими гармоническими сочетаниями и тем...
Иннокентий Анненский. О романтических цветах

О романтических цветах

Иннокентий Анненский

«В последнее время не принято допытываться о соответствии стихотворного сборника с его названием. В самом деле, почему одну сестру назвали Ольгой, а другую Ариадной? Романтические цветы – это имя мне нравится, хотя я и не знаю, что, собственно,...
Максим Антонович. Асмодей нашего времени

Асмодей нашего времени

Максим Антонович

«Всем интересующимся литературой и близким к ней известно было по печатным и устным слухам, что г. Тургенев имеет художественный замысел сочинить роман, изобразить в нем современное движение русского общества, высказать в художественной форме...
Максим Антонович. К какой литературе принадлежат стрижи, к петербургской или московской?

К какой литературе принадлежат стрижи, к петербургской или московской?

Максим Антонович

«Охотник до споров может сказать, что этот вопрос есть вопрос праздный, излишний, даже невозможный; ибо кому же неизвестно, что стрижи издают свой журнал в Петербурге, и потому принадлежат к петербургской литературе и не имеют физической...
Максим Антонович. Стрижам

Стрижам

Максим Антонович

«Я понимаю ваше огорчение. До сих пор вы жили довольно покойно; хотя читатель и видел, что в вас есть что-то уморительное, что вы пропагандируете отчасти розовую магию, отчасти столоверчение, но как назвать это уморительное, какое имя присвоить...
Максим Антонович. Промахи

Промахи

Максим Антонович

«Прежде чем обратиться к „Нерешенному вопросу“, мы считаем долгом выразить г. Зайцеву нашу благодарность за ту великодушную готовность, с какою он воспользовался нашими замечаниями, признав справедливость их. Долг благодарности обязывает нас...
Максим Антонович. Новые материалы для биографии и характеристики Белинского

Новые материалы для биографии и характеристики Белинского

Максим Антонович

«Белинский имеет такое важное значение в истории русской литературы, и мы все-таки так мало знаем о нем, что всякое новое сведение о нем составляет приятное приобретение для истории нашей литературы и заслугу со стороны сообщающего его. Понятно,...
Максим Антонович. Мистико-аскетический роман

Мистико-аскетический роман

Максим Антонович

«Всем, конечно, известны и всем, вероятно, даже надоели так часто повторявшиеся в реакционной квиетистической печати жалобы на литературную критику шестидесятых годов за то, что она будто бы губила литературные дарования, сбивала с толку,...
Максим Антонович. Причины неудовлетворительного состояния нашей литературы

Причины неудовлетворительного состояния нашей литературы

Максим Антонович

«В нашей статье о «Современном состоянии литературы» мы представили общий беглый очерк этого состояния, который резюмируется так: с одной, так сказать, с правой стороны – злорадное торжество литературных реакционеров и квиетистов, а с другой, с...
Максим Антонович. Несколько слов о Николае Алексеевиче Некрасове

Несколько слов о Николае Алексеевиче Некрасове

Максим Антонович

«Я не буду говорить здесь о том, какую потерю понесла русская поэзия и вся литература в лице Николая Алексеевича; эта потеря всеми уже сознана, прочувствована и оплакана. Не буду я также говорить и об его поэтическом таланте и о заслугах его...
Борис Арватов. Ионас Кон. Общая эстетика

Ионас Кон. Общая эстетика

Борис Арватов

«Переведенная и выпущенная в свет Госиздатом книга И. Кона принадлежит к тому разряду буржуазной научно-художественной литературы, который можно назвать философско-эстетическим. Социальные корни этого направления глубоко уходят в почву...
Борис Арватов. Алексей Гастев. Пачка ордеров. Рига, 1921 г.

Алексей Гастев. Пачка ордеров. Рига, 1921 г.

Борис Арватов

«Происходящая в настоящее время революция в искусстве характеризуется прежде всего полным разгромом самоцельных эстетических форм, противопоставленных действительности. Картина равняется по плакату; театр превращается в фабрику...
Борис Арватов. Контр-революция формы

Контр-революция формы

Борис Арватов

«То реакционное социально-художественное движение, выразителем которого является Брюсов, широкой волной разлилось сейчас по Республике. Брюсовское творчество не единичное явление, не индивидуальный, одинокий факт. Почитайте пролетарских поэтов,...
Борис Арватов. Речетворчество

Речетворчество

Борис Арватов

«Когда впервые появились произведения «заумников» (Хлебникова и Крученых) и публикой и огромным большинством исследователей они были восприняты: 1) как факт до сих пор небывалый; 2) как факт, возможный только в поэзии; 3) как явление чисто...
Борис Арватов. Б. Виппер. Проблема и развитие натюморта (Жизнь вещей)

Б. Виппер. Проблема и развитие натюморта (Жизнь вещей)

Борис Арватов

«Надо сначала отвлечься от перегружения эстетическими терминами и импрессионистической фразеологией Б. Виппера, – от всех этих буржуазно-спецовских шаблонов искусствоведения. А тогда окажется, что книга является крупным вкладом в науку об искусстве…»
Борис Арватов. К. Чуковский. Футуристы

К. Чуковский. Футуристы

Борис Арватов

«В книжке есть несколько остроумных и верных замечаний о заумном языке, о Маяковском. В остальном типичный гаерский метод критика, которому одно „нравится“, который то-то „чувствует“, а того-то „не чувствует“. В результате сплошной искажающий...
Борис Арватов. Так полемизировать некультурно

Так полемизировать некультурно

Борис Арватов

«У нас заведено: каждый в меру своего разумения может говорить и писать по поводу искусства все, что ему угодно, – искусство, так сказать, общедоступно. Пишут наркомземовцы, пишут экономисты, публицисты и т. д. В результате – господство вкусовых...

Оставайтесь на связи

Будьте в курсе новостей о выходящих книгах, подпишитесь на нашу еженедельную рассылку:
© 2011-2024. Your Lib. All Rights Reserved.