книги по философии

Николай Федоров. Вопрос о братстве, или родстве, о причинах небратского, неродственного, т. е. немирного, состояния мира и о средствах к восстановлению родства

Вопрос о братстве, или родстве, о причинах небратского, неродственного, т. е. немирного, состояния мира и о средствах к восстановлению родства

Николай Федоров

Современники называли Николая Федорова «московским Сократом», лучшие умы эпохи – Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский – считали его гением. Федоров – автор философского проекта достижения бессмертия для всех живущих и воскрешения мертвых, один из...
Николай Федоров. Супраморализм, или Всеобщий синтез (т. е. всеобщее объединение)

Супраморализм, или Всеобщий синтез (т. е. всеобщее объединение)

Николай Федоров

«Супраморализм – это долг к отцам-предкам, воскрешение, как самая высшая и безусловно всеобщая нравственность, нравственность естественная для разумных и чувствующих существ, от исполнения которой, т. е. долга воскрешения, зависит судьба...
Николай Федоров. Творение и воссоздавание

Творение и воссоздавание

Николай Федоров

«…Творить мы не можем, а воссоздавать сотворенное не нами, но разрушенное нами или разрушившееся по нашему неведению или по нашей вине – мы должны, иначе мы не будем подобием Творца, и все созданное должно погибнуть, разрушиться…»
Николай Федоров. В чем свобода?

В чем свобода?

Николай Федоров

«…Проповедовать рабам слепой силы свободу от разумных существ, обрекать людей на терпимость и рознь, на обоготворение пороков и нелепостей, – вот в чем заключается совершеннолетие для нашего времени!.. Ужели в этом – цель жизни?..»
Николай Федоров. Два исторических типа мировоззрений

Два исторических типа мировоззрений

Николай Федоров

«Философия и религия Индии и Германии – пантеизм, то есть такое учение, в котором зло составляет необходимое условие бытия и жизни. Поэтому единственное средство уничтожения зла здесь есть уничтожение самой жизни, самого бытия…»
Николай Федоров. Об ограниченности западного «просвещения»

Об ограниченности западного «просвещения»

Николай Федоров

«Познавание всеми в совокупности всей Земли (или земной планеты) в ее целости, а затем и всей природы в ее полноте, то есть осознание природою самой себя через всех людей или всех разумных существ, есть путь для достижения миром этих существ...
Николай Федоров. О мировой целесообразности

О мировой целесообразности

Николай Федоров

«…Вопроса о целесообразности не доказать и не решить отвлеченными приемами философии, ресурсами одного мышления. Философия, определяя себя лишь как знание, тем самым признает себя праздным любопытством, из которого ничего не выходит, ни даже...
Николай Федоров. Метафизики и агностики

Метафизики и агностики

Николай Федоров

«Что для немцев метафизика, то для англичан и французов агностицизм. Из этого последнего ныне находят возможным выводить целые религиозные системы. То, в чем большинство верующих видит проявление Божественной воли, в том самом позитивисты,...
Николай Федоров. Страшный суд философии

Страшный суд философии

Николай Федоров

«…Столь долго ожидаемый христианством Страшный суд наконец наступил! Явился неумолимый лжесудия, в лице кенигсбергского профессора Канта с несколькими судьями или лжесудьями низшего порядка, вроде Контов и Миллей. Европейское и американское...
Николай Федоров. Иго Канта

Иго Канта

Николай Федоров

«…Признав временное положение за вечное, признав знание принадлежностью не всех разумных существ, а лишь немногих, Кант не понимал ни знания совершенного, ни дела общего. Он не мог понять, что сила неразумная, мир, как целое, непонятное для...
Николай Федоров. О двух «критиках»: городской, мещанской, и сельской, крестьянской

О двух «критиках»: городской, мещанской, и сельской, крестьянской

Николай Федоров

«…Вся «Критика» Канта, отразившая в себе предрассудки одного из городских сословий, осужденного на мышление без действия, не испытывающего гнета природы, удаляющего от себя все, напоминающее о смерти, может быть выражена следующим образом. Она...
Николай Федоров. Вариант статьи «Иго Канта»

Вариант статьи «Иго Канта»

Николай Федоров

«Кант – враг дела вообще и общего дела в особенности; он хочет всех связать, все стеснить, поставить в узкие пределы. Религию он заключил в узкую тюрьму, так, что она стала бездельем, обратилась во что-то лишь мысленное, мнимое, то есть в ничто…»
Николай Федоров. Кантизм как сущность германизма

Кантизм как сущность германизма

Николай Федоров

«…Вот уже сто лет (1804 – 1904) как Германия силится переступить за пределы, поставленные немецкому разуму Кантом, но безуспешно. Удивительным фактом надо признать уже и тот, что явился философ, сделавший любимым своим занятием постановку всему...
Николай Федоров. Знание и дело – о двух разумах и двух сословиях или, вернее, о выделившемся из народа сословии

Знание и дело – о двух разумах и двух сословиях или, вернее, о выделившемся из народа сословии

Николай Федоров

«Немецкая, а с нею вся европейская философия, принявши факт за право, узаконила, даже увековечила в виде «двух разумов» существование двух сословий: ученого класса и народа. Сословный предрассудок самого гордого класса, высшего по самомнению, но...
Николай Федоров. О пределах из «вне» и из «внутри»

О пределах из «вне» и из «внутри»

Николай Федоров

«…Вопрос о кончине мира, Вселенной, очевидно, зависит от того, достигнет ли природа, исполняя волю Творца, самосознания и самоуправления или же не достигнет? В последнем случае последует падение, кончина…»
Николай Федоров. Что такое постулат практического разума?

Что такое постулат практического разума?

Николай Федоров

«…Постулат есть положение, которое, хотя и не доказано, но принимается (все же) за истину, ввиду теоретических или практических целей, принимается, следовательно, на веру.Но практический разум, требующий признания истинной свободы,...
Николай Федоров. Призрачная автономия

Призрачная автономия

Николай Федоров

«…Автономия человека в его теперешнем состоянии не есть ли самая злая из насмешек? Человек – сам себе закон в области мысли; на деле – он раб всякого микроба!…»
Николай Федоров. Три разума и единый разум

Три разума и единый разум

Николай Федоров

«В «Критике чистого разума» разум остался верен своему определению, то есть остался при знании без дела, за что и был награжден невежеством. Практический же разум оказался неверен своему определению и потому награжден верою…»
Николай Федоров. Критицизм как игра или развлечение

Критицизм как игра или развлечение

Николай Федоров

«…„Критика“ Канта относится к состоянию несовершеннолетия, чего однако сам Кант не сознает. В критике суждения, то есть суждения эстетического, дается следующее определение эстетическому состоянию: „это состояние есть отсутствие практических...
Николай Федоров. «Назад к Канту!»

«Назад к Канту!»

Николай Федоров

«Паульсен и другие нынешние немецкие философы, разделяя суеверия Канта, называемые им «критиками», не могут отнестись к нему и к ним критически. Им кажется, что основные мысли Канта «должны указывать путь современному мировоззрению». Конечно, не...
Николай Федоров. Кант и евангельское дитя, или Сын человеческий

Кант и евангельское дитя, или Сын человеческий

Николай Федоров

«Славянское племя, признанное Западом за «детственное», за примитивное, живущее и по сие время в родовом быту, то есть (с западной точки зрения) за некультурное, осталось тем, чем были арийцы до разделения на особые народности. Само название...
Николай Федоров. Аксиомы Канта как основы его критики

Аксиомы Канта как основы его критики

Николай Федоров

«Признав Бога лишь за идеал, Кант отрекся от заповеди: «будьте совершенны, как Бог отцов». Несовершеннолетие (по Канту) и есть совершенство, в смысле прогресса, который вечно отвергает признанное сегодня хорошим ради завтрашнего, будто бы...
Николай Федоров. Почему практический разум не исполнил на деле то, что теоретический разум признал неисполнимым в мысли?

Почему практический разум не исполнил на деле то, что теоретический разум признал неисполнимым в мысли?

Николай Федоров

«…Критику практического разума нельзя считать лишь синтетическим суждением, дающим предикаты доброго и злого, как нельзя и эстетику назвать критикою суждения, рассматривающею красоту и безобразие или судящею о них. Напротив, критика, осудив...
Николай Федоров. О категориях Канта

О категориях Канта

Николай Федоров

«Согласно с Аристотелем и вопреки Канту пространство и время нужно возвысить до категорий знания и действия. Делая пространство и время категориями разума, мы и само знание превращаем из отвлеченного в конкретное, не ограничиваемся раскрытием...
Николай Федоров. К вопросу о двух разумах

К вопросу о двух разумах

Николай Федоров

«За трансцендентальною аналитикою должна следовать не одна трансцендентальная диалектика (как отрицание разрушенной метафизики с ее умозрениями о Боге, природе и духе, т. е. теология, космология и психология), а с безусловною необходимостью...
Николай Федоров. Добавочные мысли к предшествующей статье

Добавочные мысли к предшествующей статье

Николай Федоров

«…Прислужница богатства, трансцендентальная аналитика признает лишь буржуазное, мещанское искусство и угождающее индустриализму естествознание с опытом искусственным. Трансцендентальная диалектика отвергает крестьянское или христианское...
Николай Федоров. О соединении двух разумов

О соединении двух разумов

Николай Федоров

«…Вопрос о двух разумах, таким образом, разрешается не умозрительно-пассивно, а активно: соединением всеобщеобязательного образования (в смысле познавания) со всеобще же обязательною воинскою повинностью, долженствующею превратиться из борьбы с...
Николай Федоров. Еще к вопросу о двух разумах!..

Еще к вопросу о двух разумах!..

Николай Федоров

«Если даже взять самую трудную часть Кантовой философии, трансцендентальную диалектику, где, как говорит Виндельбанд, критика его обнаружила всю свою энергию, то легко будет показать, что, снявши с нее схоластический наряд и маску глубокомыслия,...
Николай Федоров. Идея всемирно-мещанской истории

Идея всемирно-мещанской истории

Николай Федоров

«…Трансцендентальная диалектика, признающая лишь искусственный опыт, а не естественный, не признающая единого совершенного опыта всех разумных существ, относящегося к природе как единому целому, ко всей слепой силе, опыта, через который...
Николай Федоров. Идея всемирно-мещанской истории. 2-я статья

Идея всемирно-мещанской истории. 2-я статья

Николай Федоров

«…Результатом действия слепой естественной силы является искусственная городская жизнь; и всемирное государство, если таковое образуется, какую бы форму оно ни приняло, будет переходом от розни (войны) к стеснению, игу. Эта искусственная жизнь,...
Николай Федоров. Наследие Канта

Наследие Канта

Николай Федоров

«…На непродуманном признании неизбежности розни основана и «Критика практического разума». Порок розни положен в основу нравственной системы Канта. Этот философ принадлежал к эпохе «просвещенного абсолютизма», он перенес принцип этого...
Николай Федоров. В чем заключается всеобщий категорический императив?

В чем заключается всеобщий категорический императив?

Николай Федоров

«Какое требование может быть действительно всеобщим и необходимым для всех разумных существ, то есть категорическим императивом? На такой вопрос должен быть дан самый определенный ответ: «быть разумным, то есть познающим!» Отсюда вытекает...
Николай Федоров. По поводу книги В. Кожевникова «Философия чувства и веры»

По поводу книги В. Кожевникова «Философия чувства и веры»

Николай Федоров

«…Мы знали Германию только в возрасте критики и не знали, чем была она до критического периода и чего она не утратила совершенно даже и в эту пору. Почему-то критический период представляется нам не временным, не преходящим. Но ведь и Германия...
Николай Федоров. Ложный демократизм Канта

Ложный демократизм Канта

Николай Федоров

«Кант, этот мнимый разрушитель метафизики, потому и был разрушителем мнимым, что не знал иного опыта, как опыты только единичные, отдельные и друг от друга отделенные, искусственные, не знал опыта единого, всеобщего, имеющего быть производимым...
Николай Федоров. По поводу взгляда Канта на автономию воли

По поводу взгляда Канта на автономию воли

Николай Федоров

«…По учению Канта автономная воля невозможна в причинной цепи явлений (а ряд поколений есть также цепь явлений); она есть способность начать весь причинный ряд сполна. Следовательно, автономия существует лишь постольку, поскольку существует...
Николай Федоров. Моральная казуистика Канта

Моральная казуистика Канта

Николай Федоров

«Позволительно ли убивать, защищая себя или другого?» (можно бы и так сказать: «О личном праве убивать из любви к людям»). «Могу ли я солгать, чтобы спасти себя или другого из затруднительного положения?»
Николай Федоров. Панлогизм или иллогизм?

Панлогизм или иллогизм?

Николай Федоров

«Гегелианизм следует назвать не панлогизмом, а иллогизмом, ибо «Логика» Гегеля изображает ход неразумной силы, которая ставит всегда тезисы, выдающие себя за безусловные истины, не будучи ими. Всякий же тезис порождает антитезис, который, по...
Николай Федоров. Реформа гегелевой «Логики»

Реформа гегелевой «Логики»

Николай Федоров

«…Таков проект, который мог бы быть выведен из последней части гегелевой «Логики», если бы автор ее глубже задумался над вопросом не только о «жизни», но и о смерти и о вытекающих из него задачах для «познавания» и о соответствующем последним...
Николай Федоров. Философ-чиновник

Философ-чиновник

Николай Федоров

«Гегель, можно сказать, родился в мундире. Его предки были чиновники в мундирах, чиновники в рясах, чиновники без мундиров – учителя, а отчасти, хотя и ремесленники, но тоже – цеховые. Все это отразилось на его философии…»
Николай Федоров. Супраморализм и гегелианизм

Супраморализм и гегелианизм

Николай Федоров

«Супраморализм, как истинное христианство, требуя объединения разумных существ для обращения силы умерщвляющей в оживляющую, возвращающую «теням» плоть и кровь, – супраморализм превращает ад в рай…»
Николай Федоров. Последний философ-«мыслитель»

Последний философ-«мыслитель»

Николай Федоров

«Гегель – самый искренний, высший и последний философ, мыслитель по преимуществу, воистину – именно мыслитель. Дальше в области отвлеченного, всепоглощающего мышления, идеализирования реального идти уже некуда. После него мысль должна [или...
Николай Федоров. По поводу Шопенгауэра

По поводу Шопенгауэра

Николай Федоров

«Три положения, в которых Шопенгауэр, подведший итоги западной рационалистической философии, указал, где именно должно искать наиболее полную истину, – эти три положения суть те самые, откуда вышла вся западная рационалистическая философия с ее...
Николай Федоров. О Гамане

О Гамане

Николай Федоров

«В Гамане корень того направления, с которым мы вынуждены, вернее, добровольно должны бороться в настоящее время, чтобы приобрести самобытность мысли, чтобы освободиться от умственного ига, созданного подражанием и усвоением философских начал,...
Николай Федоров. Гаман и «просвещение» XVIII века

Гаман и «просвещение» XVIII века

Николай Федоров

«Говоря о Гамановом метафорическом воскрешении, мы отнюдь не можем поставить этого «прекраснодушного» немецкого мыслителя выше современных ему французских «философов» так называемого «Просвещения», противником которых он имел смелость быть. Для...
Николай Федоров. О Якоби

О Якоби

Николай Федоров

«Если специальная история философии отводит Якоби лишь второстепенное место, то это потому, что сама философия в действительно всемирной, всесторонней истории не занимает первого места. И когда Якоби признает в Фихте «Мессию философии», то есть...
Николай Федоров. «Я» и «Не-Я» с точки зрения философской и человеческой

«Я» и «Не-Я» с точки зрения философской и человеческой

Николай Федоров

«…Суждения и Шеллинга, и его противника Якоби суть суждения блудных сынов, отделившихся от отцов; они не знают разницы между «другими», «родными Я» и чужими «Не-Я», воплощениями слепой, смертоносной силы, потому что для них вне себя все есть...
Николай Федоров. О неокантианцах

О неокантианцах

Николай Федоров

«Если из кантовых «Критик», имевших целью положить конец метафизике, вышли тем не менее чисто метафизические системы Шеллинга, Гегеля и Шопенгауэра, то и из неокантизма, критицизма, заменившего трансцендентальный идеализм идеализмом критическим...
Николай Федоров. Философ черного царства (Новой Германии)

Философ черного царства (Новой Германии)

Николай Федоров

«Философ борьбы, истребления всего слабого для выработки нового типа «сверхчеловека», это философ, который хочет убить христианство, но против воли убивает только буддизм. Для философа Черного Царства, или для Черного Пророка, Антихрист...
Николай Федоров. К статье «Философ черного царства»

К статье «Философ черного царства»

Николай Федоров

«В безумном бреде Ницше можно вычитать нечто великое. В первом произведении его, как последователя Шопенгауэра, можно обнаружить злую сатиру на прославленного пессимиста. Шопенгауэровскую волю, вернее – похоть Ницше заменяет вакхическим началом,...
Николай Федоров. Черный пророк и черный царь

Черный пророк и черный царь

Николай Федоров

«…нет ли исторической связи между ходом развития мысли Черного Философа и современными ему мрачными событиями, когда Вселенский Собор объявил папу непогрешимым, а франко-прусская война лишила его светской власти, когда Германия, также стремясь к...

Оставайтесь на связи

Будьте в курсе новостей о выходящих книгах, подпишитесь на нашу еженедельную рассылку:
© 2011-2024. Your Lib. All Rights Reserved.