книги по философии

Николай Федоров. Аксиомы Канта как основы его критики

Аксиомы Канта как основы его критики

Николай Федоров

«Признав Бога лишь за идеал, Кант отрекся от заповеди: «будьте совершенны, как Бог отцов». Несовершеннолетие (по Канту) и есть совершенство, в смысле прогресса, который вечно отвергает признанное сегодня хорошим ради завтрашнего, будто бы...
Николай Федоров. Почему практический разум не исполнил на деле то, что теоретический разум признал неисполнимым в мысли?

Почему практический разум не исполнил на деле то, что теоретический разум признал неисполнимым в мысли?

Николай Федоров

«…Критику практического разума нельзя считать лишь синтетическим суждением, дающим предикаты доброго и злого, как нельзя и эстетику назвать критикою суждения, рассматривающею красоту и безобразие или судящею о них. Напротив, критика, осудив...
Николай Федоров. О категориях Канта

О категориях Канта

Николай Федоров

«Согласно с Аристотелем и вопреки Канту пространство и время нужно возвысить до категорий знания и действия. Делая пространство и время категориями разума, мы и само знание превращаем из отвлеченного в конкретное, не ограничиваемся раскрытием...
Николай Федоров. К вопросу о двух разумах

К вопросу о двух разумах

Николай Федоров

«За трансцендентальною аналитикою должна следовать не одна трансцендентальная диалектика (как отрицание разрушенной метафизики с ее умозрениями о Боге, природе и духе, т. е. теология, космология и психология), а с безусловною необходимостью...
Николай Федоров. Добавочные мысли к предшествующей статье

Добавочные мысли к предшествующей статье

Николай Федоров

«…Прислужница богатства, трансцендентальная аналитика признает лишь буржуазное, мещанское искусство и угождающее индустриализму естествознание с опытом искусственным. Трансцендентальная диалектика отвергает крестьянское или христианское...
Николай Федоров. О соединении двух разумов

О соединении двух разумов

Николай Федоров

«…Вопрос о двух разумах, таким образом, разрешается не умозрительно-пассивно, а активно: соединением всеобщеобязательного образования (в смысле познавания) со всеобще же обязательною воинскою повинностью, долженствующею превратиться из борьбы с...
Николай Федоров. Еще к вопросу о двух разумах!..

Еще к вопросу о двух разумах!..

Николай Федоров

«Если даже взять самую трудную часть Кантовой философии, трансцендентальную диалектику, где, как говорит Виндельбанд, критика его обнаружила всю свою энергию, то легко будет показать, что, снявши с нее схоластический наряд и маску глубокомыслия,...
Николай Федоров. Идея всемирно-мещанской истории

Идея всемирно-мещанской истории

Николай Федоров

«…Трансцендентальная диалектика, признающая лишь искусственный опыт, а не естественный, не признающая единого совершенного опыта всех разумных существ, относящегося к природе как единому целому, ко всей слепой силе, опыта, через который...
Николай Федоров. Идея всемирно-мещанской истории. 2-я статья

Идея всемирно-мещанской истории. 2-я статья

Николай Федоров

«…Результатом действия слепой естественной силы является искусственная городская жизнь; и всемирное государство, если таковое образуется, какую бы форму оно ни приняло, будет переходом от розни (войны) к стеснению, игу. Эта искусственная жизнь,...
Николай Федоров. Наследие Канта

Наследие Канта

Николай Федоров

«…На непродуманном признании неизбежности розни основана и «Критика практического разума». Порок розни положен в основу нравственной системы Канта. Этот философ принадлежал к эпохе «просвещенного абсолютизма», он перенес принцип этого...
Николай Федоров. В чем заключается всеобщий категорический императив?

В чем заключается всеобщий категорический императив?

Николай Федоров

«Какое требование может быть действительно всеобщим и необходимым для всех разумных существ, то есть категорическим императивом? На такой вопрос должен быть дан самый определенный ответ: «быть разумным, то есть познающим!» Отсюда вытекает...
Николай Федоров. По поводу книги В. Кожевникова «Философия чувства и веры»

По поводу книги В. Кожевникова «Философия чувства и веры»

Николай Федоров

«…Мы знали Германию только в возрасте критики и не знали, чем была она до критического периода и чего она не утратила совершенно даже и в эту пору. Почему-то критический период представляется нам не временным, не преходящим. Но ведь и Германия...
Николай Федоров. Ложный демократизм Канта

Ложный демократизм Канта

Николай Федоров

«Кант, этот мнимый разрушитель метафизики, потому и был разрушителем мнимым, что не знал иного опыта, как опыты только единичные, отдельные и друг от друга отделенные, искусственные, не знал опыта единого, всеобщего, имеющего быть производимым...
Николай Федоров. По поводу взгляда Канта на автономию воли

По поводу взгляда Канта на автономию воли

Николай Федоров

«…По учению Канта автономная воля невозможна в причинной цепи явлений (а ряд поколений есть также цепь явлений); она есть способность начать весь причинный ряд сполна. Следовательно, автономия существует лишь постольку, поскольку существует...
Николай Федоров. Моральная казуистика Канта

Моральная казуистика Канта

Николай Федоров

«Позволительно ли убивать, защищая себя или другого?» (можно бы и так сказать: «О личном праве убивать из любви к людям»). «Могу ли я солгать, чтобы спасти себя или другого из затруднительного положения?»
Николай Федоров. Панлогизм или иллогизм?

Панлогизм или иллогизм?

Николай Федоров

«Гегелианизм следует назвать не панлогизмом, а иллогизмом, ибо «Логика» Гегеля изображает ход неразумной силы, которая ставит всегда тезисы, выдающие себя за безусловные истины, не будучи ими. Всякий же тезис порождает антитезис, который, по...
Николай Федоров. Реформа гегелевой «Логики»

Реформа гегелевой «Логики»

Николай Федоров

«…Таков проект, который мог бы быть выведен из последней части гегелевой «Логики», если бы автор ее глубже задумался над вопросом не только о «жизни», но и о смерти и о вытекающих из него задачах для «познавания» и о соответствующем последним...
Николай Федоров. Философ-чиновник

Философ-чиновник

Николай Федоров

«Гегель, можно сказать, родился в мундире. Его предки были чиновники в мундирах, чиновники в рясах, чиновники без мундиров – учителя, а отчасти, хотя и ремесленники, но тоже – цеховые. Все это отразилось на его философии…»
Николай Федоров. Супраморализм и гегелианизм

Супраморализм и гегелианизм

Николай Федоров

«Супраморализм, как истинное христианство, требуя объединения разумных существ для обращения силы умерщвляющей в оживляющую, возвращающую «теням» плоть и кровь, – супраморализм превращает ад в рай…»
Николай Федоров. Последний философ-«мыслитель»

Последний философ-«мыслитель»

Николай Федоров

«Гегель – самый искренний, высший и последний философ, мыслитель по преимуществу, воистину – именно мыслитель. Дальше в области отвлеченного, всепоглощающего мышления, идеализирования реального идти уже некуда. После него мысль должна [или...
Николай Федоров. По поводу Шопенгауэра

По поводу Шопенгауэра

Николай Федоров

«Три положения, в которых Шопенгауэр, подведший итоги западной рационалистической философии, указал, где именно должно искать наиболее полную истину, – эти три положения суть те самые, откуда вышла вся западная рационалистическая философия с ее...
Николай Федоров. О Гамане

О Гамане

Николай Федоров

«В Гамане корень того направления, с которым мы вынуждены, вернее, добровольно должны бороться в настоящее время, чтобы приобрести самобытность мысли, чтобы освободиться от умственного ига, созданного подражанием и усвоением философских начал,...
Николай Федоров. Гаман и «просвещение» XVIII века

Гаман и «просвещение» XVIII века

Николай Федоров

«Говоря о Гамановом метафорическом воскрешении, мы отнюдь не можем поставить этого «прекраснодушного» немецкого мыслителя выше современных ему французских «философов» так называемого «Просвещения», противником которых он имел смелость быть. Для...
Николай Федоров. О Якоби

О Якоби

Николай Федоров

«Если специальная история философии отводит Якоби лишь второстепенное место, то это потому, что сама философия в действительно всемирной, всесторонней истории не занимает первого места. И когда Якоби признает в Фихте «Мессию философии», то есть...
Николай Федоров. «Я» и «Не-Я» с точки зрения философской и человеческой

«Я» и «Не-Я» с точки зрения философской и человеческой

Николай Федоров

«…Суждения и Шеллинга, и его противника Якоби суть суждения блудных сынов, отделившихся от отцов; они не знают разницы между «другими», «родными Я» и чужими «Не-Я», воплощениями слепой, смертоносной силы, потому что для них вне себя все есть...
Николай Федоров. О неокантианцах

О неокантианцах

Николай Федоров

«Если из кантовых «Критик», имевших целью положить конец метафизике, вышли тем не менее чисто метафизические системы Шеллинга, Гегеля и Шопенгауэра, то и из неокантизма, критицизма, заменившего трансцендентальный идеализм идеализмом критическим...
Николай Федоров. Философ черного царства (Новой Германии)

Философ черного царства (Новой Германии)

Николай Федоров

«Философ борьбы, истребления всего слабого для выработки нового типа «сверхчеловека», это философ, который хочет убить христианство, но против воли убивает только буддизм. Для философа Черного Царства, или для Черного Пророка, Антихрист...
Николай Федоров. К статье «Философ черного царства»

К статье «Философ черного царства»

Николай Федоров

«В безумном бреде Ницше можно вычитать нечто великое. В первом произведении его, как последователя Шопенгауэра, можно обнаружить злую сатиру на прославленного пессимиста. Шопенгауэровскую волю, вернее – похоть Ницше заменяет вакхическим началом,...
Николай Федоров. Черный пророк и черный царь

Черный пророк и черный царь

Николай Федоров

«…нет ли исторической связи между ходом развития мысли Черного Философа и современными ему мрачными событиями, когда Вселенский Собор объявил папу непогрешимым, а франко-прусская война лишила его светской власти, когда Германия, также стремясь к...
Николай Федоров. Как возник «Заратуштра»?

Как возник «Заратуштра»?

Николай Федоров

«Заратуштра» – глубоко индивидуальное произведение; это история внутренней жизни автора, его дружбы, его идеала. И над всем этим господствует и все освещает изображение его наивысших надежд и конечной цели…»
Николай Федоров. Позитивистический момент в развитии Ницше

Позитивистический момент в развитии Ницше

Николай Федоров

«Нашему эпизоду 90-х годов о «Не-делании» Толстого, возникшему в противоположность позитивистической защите бесцельного труда или делания Эмилем Золя соответствует в Германии 70-х годов разрыв Фридриха Ницше с учением Шопенгауэра и с эстетикой...
Николай Федоров. Конец философии

Конец философии

Николай Федоров

«Безусловность кончины мира, трагической его гибели или же бесконечное множество кончин мира (если допустить предположение «вечных возвратов») – вот исход учения чтителя Антихриста Ницше, заставляющего Заратуштру проповедовать «благо войны»…
Николай Федоров. Бесчисленные невольные возвраты или единый, сознательный и добровольный возврат?

Бесчисленные невольные возвраты или единый, сознательный и добровольный возврат?

Николай Федоров

«Мир, понимаемый по Шопенгауэру как воля (к бытию), а в действительности остающийся неволею (к смерти), а потому мир как представление (неволя к смерти) должен стать проектом возвращения к бытию. Мир, понимаемый по Ницше как воля, стремящаяся к...
Николай Федоров. Произвол – творец учения о невольных возвратах

Произвол – творец учения о невольных возвратах

Николай Федоров

«Есть два рода невольных, бессознательных возвратов. В одном не допускается никаких изменений; в другом, к которому следует отнести и ницшеанский (современный Ницше), допускаются и даже требуются изменения для создания экземпляров человеческой...
Николай Федоров. Шляхтич-философ

Шляхтич-философ

Николай Федоров

«…Великая заслуга Ницше состоит в том, что он зовет к переходу за пределы добра и зла. Ошибка же его заключается в том, что вместо древа жизни он насаждал за этими пределами древо смерти…»
Николай Федоров. Лакейский аристократизм

Лакейский аристократизм

Николай Федоров

«Говоря о бесконечных пассивных, бессознательных «возвратах», а не о едином, активном, сознательном возвращении – воскрешении – не верх ли непоследовательности, нелепости и нелогичности изречь, как заставляет Ницше своего Заратуштру, следующее...
Николай Федоров. Сверхчеловечество как порок и как добродетель

Сверхчеловечество как порок и как добродетель

Николай Федоров

«Сверхчеловечество может быть и величайшим пороком, и величайшею добродетелью. Оно безусловный порок сатанинского происхождения, когда состоит в превозношении одного или нескольких лиц над себе подобными, то есть над отцами и братьями. Оно...
Николай Федоров. Бессмертие как привилегия сверхчеловеков

Бессмертие как привилегия сверхчеловеков

Николай Федоров

«…Сверхчеловечество бессмертное, в соловьевском смысле, как превозношение над своими предками и отцами и современниками или братьями, гораздо более безнравственно, чем превозношение богатством и властью, какое мы видим в нашей немифической,...
Николай Федоров. Нравственность – не барство и не рабство, а родство

Нравственность – не барство и не рабство, а родство

Николай Федоров

«…Нравственность – не барство, не рабство, а родство! Но пока не будет последнего, будут два первых, будут в разных видах и барство, и рабство! Нравственность должна быть ни утверждением того и другого, то есть ницшеанством, ни отрицанием их, то...
Николай Федоров. Сверхчеловек – недоросль

Сверхчеловек – недоросль

Николай Федоров

«…Определив личность Ницше как эстета (а он сам придает больше значения личности, чем учению!), легко понять странность его эстетических оценок. Он знает лишь зрелища, изображения, картинки, подобия. Отсюда – его восхищение трагической гибелью…»
Николай Федоров. Последний философ

Последний философ

Николай Федоров

«Ницше – философ поры полного вырождения, началом коего явилась философия, поставившая «во главу угла» мудрости правило «познай самого себя», то есть «знай только себя!». Последний философ показывает нам последних людей, переутомленных...
Николай Федоров. О нравственности и мистицизме у Ницше

О нравственности и мистицизме у Ницше

Николай Федоров

«Существенный недостаток Ницше – фрагментарность, афористичность его философии, отсутствие в ней цельности. Отсюда – и ряд противоречий, антиномий, до такой степени, что вся его философия становится вопросом…»
Николай Федоров. «По ту сторону добра и зла»

«По ту сторону добра и зла»

Николай Федоров

«Величавое заглавие «По ту сторону добра и зла», конечно, лишь по ошибке поставлено автором, который совсем не знает дороги за границу нынешнего жалкого добра и очень большого зла. Изгнав первое и усилив последнее, он нашел полное удовлетворение…»
Николай Федоров. Недосказанное в этике «сверхчеловека»

Недосказанное в этике «сверхчеловека»

Николай Федоров

«Насколько можно разобраться в многосложных, болтливых афоризмах Ницше, наши добродетели приравниваются к глупостям со ссылкою на русскую пословицу: «прост до глупости». Конечно, такое отождествление и возможно, и не ново: отождествлялся же ум с...
Николай Федоров. Христианство против ницшеанства

Христианство против ницшеанства

Николай Федоров

«Философия Ницше требует уже необходимо как реакция против себя христианства активного, объединения для воскрешения на место того, чтобы «идти с трагическим пониманием (совершающегося) навстречу грядущей гибели». Ницше – философ или, по его...
Николай Федоров. По ту сторону сострадания, или Смех сверхчеловека

По ту сторону сострадания, или Смех сверхчеловека

Николай Федоров

«Всякое звено в канате (по-балаганному остроумничает Ницше) протянуто от животного к сверхчеловеку; всякое живое существо, ощущая боль и отвращение к себе, упраздняет себя и производит сверхчеловека, который в свою очередь повторяет этот...
Николай Федоров. Властолюбие или отцелюбие?

Властолюбие или отцелюбие?

Николай Федоров

«Придавши произволу в мире «сверхчеловека» безусловное значение, ясновельможному пану Ницше уже легко возводить в истину (которую, впрочем, он не признает) все то, что ему нравится, и отвергать то, что ему не по вкусу. Понравилось ему...
Николай Федоров. О «чрезмерности» и недостаточности истории

О «чрезмерности» и недостаточности истории

Николай Федоров

«…Если у сынов есть любовь к отцам, разве могут быть достаточными для них бледные воспоминания об отцах? а если эти воспоминания в действительности, к стыду нашему, бледны, отрывочны, неполны, то о какой чрезмерности истории может быть речь?…»
Николай Федоров. Мыслитель-«ученый», «слишком ученый», то есть ученый-филистер

Мыслитель-«ученый», «слишком ученый», то есть ученый-филистер

Николай Федоров

«…Только по непониманию истории как жизни он может говорить о вреде истории, о «чрезмерности» ее; тогда как наоборот, мы должны бы винить себя в забывчивости, обратившей нас в бродяг, не помнящих родства и лишившихся цели, которая могла бы...
Николай Федоров. «Чрезмерность» или недостаточность истории?

«Чрезмерность» или недостаточность истории?

Николай Федоров

«…Откуда такое, в ужас приводящее заблуждение? Причина его – в забвении того, что Настоящее – это все сыны и дочери, а Прошедшее – отцы и матери. Вот главная причина заблуждения…»

Оставайтесь на связи

Будьте в курсе новостей о выходящих книгах, подпишитесь на нашу еженедельную рассылку:
© 2011-2024. Your Lib. All Rights Reserved.